Показать сообщение отдельно
  #17  
Старый 03.10.2016, 12:40
Аватар для Таира
Свой человек
 
Регистрация: 19.03.2014
Сообщений: 483
Репутация: 57 [+/-]
Круговая порука, группа 7

Рассказ не понравился. Причем, к форме претензий нет. Язык и стиль на уровне, художественные образы красочны, чувствуется, что автор – далеко не первоклассник в школе литературного мастерства.
Но идейно-художественная часть по меньшей мере удивила.

Я не отношу себя к поклонникам сюрреализма. Считаю, что сюрреализм – удобная ширма для оправдания недовольства жизнью и окружающей действительностью, для смакования той гадости, что скрывается в человеке и в природе, для цинизма и распущенности.
Тем не менее, в книгах Маркеса или, к примеру, Мураками видится мне нечто другое. При исследовании истоков индивидуализма у Маркеса – затаенная доброта и огромное сочувствие к человеку, у Мураками – печаль о нем. Но уж никак не пренебрежение и, тем более, презрение к нему, потерянному среди своих страхов и комплексов.

В рассказе «Колокольчики» я, к сожалению, в первую очередь увидела именно это. Да простит меня автор, что так увиделось. Но поскольку жанр ориентирован на интерпретацию, то позволю себе собственное толкование.

Вот герой едет на похороны собственной матери.
Цитата:
– …просим провожающих освободить вагоны.
Забавно – я провожающий, а еду. Мать провожать еду, в последний путь.
Здесь, наверное, нужно посмеяться. Ну да, черный юмор жанром одобрен. Только все же основное слово в данном сочетании –«юмор», когда хочется улыбнуться вопреки ситуации, даже если это противоречит моральным установкам. Но здесь улыбаться не хочется. Совершенно. Хочется пожалеть их всех сразу: и несчастную презренную мать, и неприкаянного ее блудного сына. На мой взгляд, цинизм и юмор несовместимы.

Сюрреализм предоставляет свободу от контроля разума, да пусть его. Ничего не имею против. Обращение к подсознанию необходимо, и именно затем, чтобы выявить в человеке звериное его начало. Но для чего? Чтобы отпустить его на волю? Или все же, чтобы трансформировать его в человеческое?
Свобода от моральных установок тоже является характеристикой жанра, но в лучших произведениях сюрреалистов такая свобода декларирована чисто на внешнем плане, внутренне же авторы всегда верны гуманистической традиции.

Герой же порочен и внутри. Человек он как будто действительно свободный. Свободен от родственного долга и человеческих чувств. У него есть друзья? Да еще и классные парни? Верится с трудом. При такой-то человеческой глухоте?
Он не живет работой и не боится, что ее потеряет. Он думает, что свободен от жизни и свободен от Бога. Да вот только так ему представляется. А сам он изо всех сил цепляется за этого Бога своими претензиями, обвинениями и даже ненавистью. Цепляется, как человек зависимый, потому что слаб и ничего из себя сам не представляет. Сцена в поезде рисует его настоящим рохлей, но он такой и есть. Хотя и видится себе бунтарем.
Ну не вызывает такой герой никаких положительных чувств! Хоть бы чем-то зацепил он мою читательскую симпатию!

Вот образ Бога с клоунским реквизитом получился ярким. И подкупающим. Бог, спасающий от грехов. Бог, играющий «Кампанеллу», чтобы напомнить об уникальности человеческого гения и о великой силе искусства. Бог вне логики и сомнений. Считающий, что человек достоин большего, чем быть просто звеном вселенской цепочки. Последнее напутствие впечатляет:
Цитата:
– Вали живо! Думаешь, ты один у меня такой?! У меня очередь! И не смей думать, что я ни хрена не делаю, понял?!
Это просто полная реабилитация того, кого вначале объявили подлецом. И Богу действительно приходится спасать всех подряд, не задумываясь о том, насколько спасаемый заслуживает таких трудов.
Разумеется, действует Бог не из рассказа по-иному. И помогает в первую очередь не «правильным», а любящим, поскольку «Бог – есть любовь». Только помощь по-разному выглядит. Умному – слово, дураку – палка.
То, что герой такой «палки» не получил, и делает произошедшее в рассказе для меня неубедительным. Бог есть любовь, а вовсе не жизнь, которую так пламенно превозносит рассказ.
Цитата:
Это всё Природа, она же Дьявол, и верные слуги её! Хаотичная, бездушная стихия, которой абсолютно начхать, есть ли планета Земля, цела ли на ней жизнь. Законы природы просты, в них нет места морали и жалости: сильный – живи, хоть ты трижды подлец, слабый – умри, какой бы честной жизнью не жил!
А ведь нетрудно поверить, что герой действительно живет честной жизнью. Он совершенно честен, когда провозглашает свободу от всех обязательств. Только что Богу от такой честности, если человек отказался от любви! А это значит, поселил в себе Дьявола. Сам себя сделал слабым, никчемным и ненужным. И получается, сам нарушил законы Природы, забыв о том, что он – часть ее, а не что-то ей противоположное.
Но это уже вопрос мировоззрений и, скорее всего, рассказу не поможет. Что могло бы помочь, на мой взгляд, это наделить героя большей человечностью. При внешней распущенности – какую-то наивную теплоту внутри.

Гуля и Ира потешают мало. Точнее, понятно, что имена выбраны для забавы, принесенной в жертву логике. Когда Василий объясняет значение имен, наглядно просматривается несоответствие этих имен заложенным символам. Вместо Гули прямо-таки просится Acedia. Уныние так и льется из атмосферы, топит страшнее моря, кишащего медузами. Депрессивность, пожалуй, основная характеристика героя, куда более выраженная, чем гнев.

Бог помог в финале герою выбраться из всех передряг, выпнул из них под зад босой пяткой. И герой обещает, что все теперь будет по-другому. Если бы что-то произошло внутри него, я бы поверила в преображение. Но у меня устойчивое впечатление, что Бог и «Кампанелла» остались, как и существовали, за пределами героя. И ничего с этим впечатлением не могу поделать.
Ответить с цитированием