Показать сообщение отдельно
  #11  
Старый 17.10.2015, 12:46
Аватар для СУ-27
Посетитель
 
Регистрация: 15.10.2015
Сообщений: 40
Репутация: 4 [+/-]
Круговая порука группа №9 и Домино-18 (простите, так вышло)

Здравствуйте, уважаемый автор!

Прежде, чем приступить непосредственно к отзыву, хотелось бы заметить, что рассказ произвел на меня неоднозначное впечатление. Но если все минусы рассказа сильно завязаны на мое читательское восприятие, а потому субъективны, то его плюсы неоспоримы. Поэтому прежде всего хотелось бы вас поздравить с удачным рассказом.

Теперь подробнее (осторожно, много спойлеров).
Заголовок почему-то настраивает на космооперу. Учитывая, что это один из моих любимых жанров, по мере чтения рассказа трепет предвкушения сменяется недоумением, а затем легким разочарованием. Впрочем, имеющаяся по факту социалка быстро захватила и заставила забыть об этом легком недоразумении. И все же, по прочтении рассказа текущий заголовок представляется не очень удачным. В тексте содержалось, на мой взгляд, более удачное название для рассказа: «Путеводная звезда». Оно, конечно, не такое завлекающее, но более отражает суть, а заодно ненавязчиво предлагает читателю подумать, а следовал ли Сандор свету своей путеводной звезды, когда осуществлял свой подлог? Хотя, возможно, для большинства читателей этот пласт рассказа и так очевиден. Но о сюжете еще поговорим позже.

Текст рассказа можно охарактеризовать словом «зрелый». Цельный такой, ладно скроенный, зрелый текст. Весьма придирчивое прочтение не выявило каких-либо серьезных недостатков. Только вот
То какой-то родитель, размахивая золотыми пальцами перед носом,
вызвало некоторое смятение. Золотыми пальцами. Идиома, которой я не знаю? Или просто имеются в виду пальцы с надетыми на них золотыми украшениями? Если первое, то чей нос имеется в виду, родителя или Татьяны, и что это может значить? В общем, заминка.
Еще мне показался слишком медленным темп повествования, глаза все время пытались забежать вперед, чтобы узнать, что там дальше. Впрочем, это вообще чистый субъективизм, упоминания недостойный, но, памятуя о том, что отзыв в поруке придется сдавать в том числе и на вес…

Поразила глубина мира. Демократы, Тридцать тиранов, Народный Союз. Звездные экспедиции. Гуманисты и технологи. Все есть, все к месту и ничто не лишнее, ничего не выбросить, все работает на атмосферу. Весьма, кстати, своеобразную. Осталось послевкусие, как от романа (кстати) «Каллисто» Мартынова. Только грустнее.
Да, влияние спора гуманистов и технологов на сюжет не прослеживается, но мироустройство вполне дополняет.

Ну вот и все, оттягивать этот момент дольше невозможно (а хотелось бы), но больше не осталось о чем говорить. Сюжет и персонажи.
Итак, умирает человек-эпоха в отдельно взятом коллективе. Перед вечером памяти, когда рана еще свежа, в коллектив приходит журналист, проводящий «расследование». Никто не задает вопросов, о расследовании чего вообще идет речь, никто не просит его не совать нос в чужое дело, никто не просит зайти позже. Все воспринимают как должное. Ладно, завуч, с ним все ясно. Но Сандор? Хорошо, допустим. Но вопросы… Это даже не вопросы, а какие-то полуутвержения. Бесцеремонные, надуманные и хамские. Сандор достоин похвалы за выдержку, но ради чего эта выдержка проявлена? Чтобы слить память о любимом человеке, а потом геройски ее спасать? Более того, Сандор первый сливает Алисе информацию про ожидание Татьяной капитана. На ровном месте, невынужденно. Да, далее выясняется, что не такая уж была и тайна. Но тем более, зачем рассказывать? В общем, Сандор оказывается с душком, а Алиса, вообще напоминает Калиссу Бинт Синан аль-Джилани.
Алису уже не спасти, а вот смягчить произведенный Сандором на читателя эффект можно, если заставить его дать интервью Алисе силой, например, при помощи применения административного ресурса, под угрозой увольнения.
Далее, Сандор выясняет, что Алиса решила разоблачить ложь Татьяны о том, что та ждала капитана. Для Сандора и других, кто любил и уважал Татьяну, этот момент важен, но не принципиален. От того, что она лгала про капитана, они не перестанут любить и уважать ее меньше. Остальным тем более все равно. Поэтому затея Алисы логике не поддается. Не будет ее репортаж разорвавшейся бомбе подобен. Он вообще никому не будет интересен. Впрочем, как позже выясняется, она ослеплена жаждой мести, а потому ее мотивы иррациональны, что впрочем ее глупости не отменяет. Но до этого еще дойдем.
Вот вечер памяти, и появляется капитан. Вполне себе убедительный, хотя и немного скуповатый на эмоции. Впрочем, это объяснимо. Он ведь Татьяну даже не знал, а актерской профессией не располагает. Кстати, ход с его привлечением Сандором читался. Но неясно было, воспользовался ли им автор, или все же реально был капитан в жизни Татьяны, просто много лет не видел ее, вот и скуп на эмоции. Тут нужно отдать автору должное, интригу держал до развязки.
Теперь разговор Сандора с Алисой, в ходе которого выясняются ее мотивы. Допустим. Но зачем мстить мертвому? Ему все равно. Это нелогично. Да, в реальном мире есть разрушители памятников, мне тоже хочется снести парочку, но это борцы не с людьми и не с их памятью, а с идеей, которую те олицетворяют. Это явно не случай Татьяны и Алисы. Впрочем, если Сандор эволюционирует от сплетника до рыцаря в сверкающих доспехах, защитившего память о любимом человеке (что существенно осветляет его образ), то образ Алисы вырисовывается последовательно и целостно в ее глупости и мелочной злобности. А вот в ее прозрение и в слезы не верю. Скорее она бы ревела от того, что затея сорвалась. Наверно, ничего я не понимаю в людях будущего. Ну, или их образы можно немного подшлифовать.
Что с соответствием теме? Есть и герой – Сандор, есть и антигерой – Алиса. Но самым ярким образом для меня является Татьяна. Да, именно она тронула больше всех. Преданностью делу и верностью своим убеждениям? Наверно. Но, помимо этого, из всех персонажей именно она представляется самой живой. Настоящим обычным человеком. Ведь только у нее есть маленькая личная тайна, пусть и собственноручно придуманная.
Рассказ заставил меня вспомнить своих школьных учителей и задуматься. Они такие были строгие, серьезные, чуть что – сразу «цап-царап, ваш билет», садись – «двойка». А может, при всем при этом они были обычными людьми? Ну, прямо такими, как мы, ученики. А?

В общем, спасибо за рассказ и удачи на конкурсе.
Ответить с цитированием