Показать сообщение отдельно
  #23  
Старый 15.10.2015, 12:36
Аватар для Irma Pchelinsky
Ветеран
 
Регистрация: 27.02.2015
Сообщений: 561
Репутация: 88 [+/-]
След Круговая порука, группа 8

Итак, перед нами прекрасный рассказ о вере, цели, смысле жизни и памяти. Мне по прочтении сразу вспомнилась картина Дали "Дезинтеграция постоянства памяти". Она тоже про этот вечный цикл синтеза-распада, запоминания-забывания, происходящий под мутной водой нашего бессознательного опыта.

И название, в принципе неплохое, мне не нравится именно из-за многогранности рассказа. Оно обедняет текст, сужает все его идеи к одной - а зачем? Множественности идей стыдиться нечего, маскировать её не нужно, наоборот, подчеркнуть бы.

Просмотрев комментарии, сильно удивилась, что многим рассказ показался незавершённым. Становление Орвина закончилось - чего вам ещё? Через потерю памяти, обретение любви и боль утраты он обрёл мотивацию - сначала внешнюю, в лице Лои, а под конец - и внутреннюю, свой нутряной кристалл, свой стержень. Можно, конечно, и "экшона" добавить, показать, как Орвин всех ведёт к светлому будущему - а нужно ли? Я лично сомневаюсь. Автор сказал то важное, самобытное, что хотел сказать, а про рубилово и триумф победы и без него напишут.

Основной сюжетный костяк текста строен и полнокровен, не могу придраться. Всё гармонично взаимосвязано: растущие кристаллы, судьбы людей, непростой, суровый характер Пустоши. Но иногда, в мелочах, и автору изменяет явно имеющееся чувство композиции. Например, первое упоминание про командира Нероя - неожиданный всплеск действия и эмоций посреди, казалось бы, экспозиции, призванной просто рассказать историю Гоша. Сбивает настрой, путает, как мне кажется.

Герои все хороши. И тут мне особенно хочется вспомнить про "главное - не что написано, а как". Кто тут не видел раньше девушку со шрамами нелёгкой судьбы, обретшую через них смирение и понимание? Все видели. А кажется ли при этом Лоя штампом? Однозначно нет! Живая, интересная, всё как надо. И, хотя рассказ концентрируется в основном на метаморфозах Орвина, каждый герой получает и мотивацию, и собственное развитие. Каждый в строгом соответствии с собственным характером делает крохотный шажок человека, который оборачивается громадным шагом для всех поселенцев: и Гош, всё-таки смиривший обиду от потери; и Лоя, превратившая свою слабость в силу; и Рина, жертвующая собой не ради кристаллов - ради группы; и Нерой, которому наверняка непросто было нести бремя непогрешимого лидера - а он нёс, не оступился, не сбросил; и даже Хабар, не злодей - испуганный, по-совему любящий окружающих человек, который в слабости своей решил, что его вера, его правда важнее правды остальных. И все они при этом - не отдельные, случайно сталкивающиеся друг с другом частицы. Все они - слова в огромной, бесконечной книге жизни со стройным и выверенным сюжетом. Грустный мир создан автором, ужасно грустный, но при этом успокаивающе-гармоничный. Все на своих местах, всё - так, как должно быть.

Ну и язык, конечно - выше всяких похвал. Не все рассказы должны быть написаны так тягуче и полновесно, не для всех тем и образов он подходит - но тут выразительные средства выбраны замечательно.
Скрытый текст - Частности:
Цитата:
Скорбеть уже осточертело.
Цитата:
Внизу, в лагере люди вместо воздуха вдыхали тревогу.
Цитата:
Бесстрашие будней дается труднее, чем героизм, потому что не ограничивается разовым проявлением доблести, а бесконечно растянуто во времени.
Маленькие алмазы просто. Чудесные фразы.
Цитата:
Орвин глянул внимательно, и выражение Рины ему не понравилось
"Выражение Рины" - это то, что Рина сказала. А в данном случае надо бы "выражение лица".
Цитата:
- Нет! – сказала Рина. – Нет! Проклятый пых! Я не отдам тебе Кристалл!
Единственное место, где высокопарность - over the top. Она испугалась за кристалл и вряд ли бы стала столько всего говорить - рванулась бы действовать сразу.
Цитата:
Пустошь стремилась к болоту и от людей ждала состояния трясины. Она выбирала если не лучших, то тех, кто особенно дорог. Заглатывала значимых, любимых, без которых устойчивость невозможна. Вместо былой опоры – хлюпающая муть зыбуна и дрожащая под ногами сплавина.
Вот этот отрывок, всё так же прекрасно написанный, очень меня огорчил. От автора, который обычно говорит о взаимосвязи всего со всем, о важности жизни - и услышать почти прямом текстом, что есть люди важные и любимые, а есть - не очень, и если бы Пустошь забирала вторых, было бы куда лучше... Если бы это всё было вложено в уста героя, я бы ещё поняла. Но вот так, вроде как авторскими словами... чувствуешь какую-то детскую обиду.
Вы после слова "значит" нигде запятые не ставите, а они там зачастую нужны.

В общем, вышли в основном дифирамбы, но это и понятно - мне очень понравился рассказ. Лучший из всего, что я пока что прочитала на конкурсе. Цельный, выверенный, сделанный со смыслом и любовью. И лично я вижу огромный рост по сравнению с прошлогодней "Степью". Там за красивостями и описаниями основная мысль немного терялась, вязла, тонула, а тут всё, буквально каждое слово, все приёмы работают на одну цель. Великолепно. Спасибо, и успехов ;)
__________________
Born to be child.

Последний раз редактировалось Irma Pchelinsky; 15.10.2015 в 12:38.
Ответить с цитированием