Елена Солодовникова
Ну раз пошёл разговор о Дмитрии Рое, то нужно упомянуть и о его извечной сопернице Кошке
Елена Солодовникова (Koshka9) Многократная победительница номинации "Лучший критик Креатива", преноминатор "Аэлиты" Скрытый текст - Вступительное слово:
Я уже писала отзывы на все финальные рассказы, на некоторые даже по два раза. Буду честна – вряд ли я смогу сказать авторам что-то новое, тем более, что не все внесли изменения в финальные версии, и мое мнение и впечатление от рассказов не поменялось.
У каждого финалиста есть неоспоримые плюсы. Где-то больше эмоций, где-то интересных мыслей и рассуждений, у кого-то атмосфера, а у кого-то интригующий сюжет. Как выбрать? Постараюсь быть максимально объективной, а выбирать буду не только как критик, а и как читатель. По принципу: заставил ли меня рассказ сопереживать, думать, рассуждать, узнать что-то новое, захочется ли мне его в журнале и перечитать. И вот, что получилось:
Скрытый текст - Отзывы:
Дельфин - Гомельский крысовод
Не дает писателям покоя тема Первой Мировой. Тема благодарная, все уже всех простили, свидетелей не осталось. Можно творить.
Мне понравилось, как автор бережно подходит к историческому материалу, переплетая реальные события и домысливая то, что остается за сухими строчками архивных материалов. Мелкие детали, нюансы, и одновременно "вид сверху" на театр военных действий. Благодаря этому рассказ кажется реалистичным и достоверным, как будто так все и происходило.
Автору очень хорошо удается передать настроение солдат, он его чувствует, как будто сам находится среди них. Напряжение после боя, смерть, кровь, горечь поражения, злость на германцев - обстановка напряженная... И разрядка, смех - Федорчук рассказывает о крысах. Другой эпизод: настроение перед боем - напряжение, которое чувствуется кожей... Все очень точно подмечено. Автор не управляет настроением солдат, он его чувствует и умело передает читателю.
Герои получились живые, сомневающиеся, думающие, изобретательные, с чувством юмора. Солдаты забытой войны, верные долгу и чести.
Конец рассказа трагичный. Простые слова, без пафоса и эмоций, просто констатация фактов, а какие-то струнки души задевает. Выбор Федорчука с одной стороны понятен и его жертва объяснима чувствами, но ее трудно объяснить логикой. Крысы все-таки не люди. Есть еще маленькая ложка дегтя. Детали - это хорошо, они предают достоверность, но излишние детали утяжеляют текст и делают его более сухим и научным: МГ-08, РГ-14, Эрхардт-4. Да хоть пятый - читатель все равно один от другого не отличит. Переизбыточность технической информации не всегда идет на пользу тексту, заключением, конечно, научных статей.
Образ германце. У Вас получился безликий образ врага, серая масса. Даже крысы более живые. Возможно, стоило о них чуть-чуть побольше рассказать.
Но в целом рассказ понравился, и слогом, и атмосферой, и идеей, и исполнением. Читается с интересом, возникает чувство сопереживания участникам событий. Я бы с удовольствием прочитала бы его на страницах журнала.
Глокта - Саван саванту
Красивый набор слов. Ажурное переплетение словосочетаний; предложения, создающие немыслимые кружева и причудливые завитки. Их можно рассматривать, любоваться, но, к сожалению, они не сложились в целостную картинку, а состояние полусна-полубреда не пришлось по душе. Любопытно наблюдать за фантазией автора, но не более того. Главный Герой обладает уникальными талантом - умение управлять пространством-временем с помощью слов, но как его использовать, не знает. Да и для читателя не понятно, зачем этот талант, как автор будет реализовывать этот дар в рассказе. И получается, что никак. И для чего тогда это арабская вязь из картинок прошлого, настоящего? Чем хотел автор поделиться с читателем? Зачем это было написано?
Только для того, чтобы поведать историю о человеке, который обладал талантом, но не знал этого. Большой, никому ненужный ребенок во взрослом мире, влюбленный в слово, его звучание. Талант, не нашедший своего применения.
Грустная история ни о чем. Прекрасно написано, ярко, эмоционально. И все. С технической точки зрения – сделано отлично. Но дочитываешь последнюю строчку и … Зачем все это было? И запах моря, и крики чаек, и желтый воздушный шарик… Вызвать жалость к несчастному герою? Создать итальянскую трагичность? Да, все это получилось. Мне не хватило смысла в происходящем. Это как итальянская песенка: он утонул в море, а она сбросилась со скалы. И…? Рассказ о жизни? А почему автор считает, что жизнь некого придуманного Варежкина кому-то интересна?
Копатель – Милые камни
Атмосфера – за это рассказ можно похвалить. А вот к другим элемента рассказа у меня много вопросов.Самое главное, мне не хватило внутренней логики сюжета, логики поведения главного героя, чье мировосприятия не меняется, несмотря на меняющийся возраст. Если в начале сюжет и увлекает, то потом интрига исчезает, остается мертвый город, главный герой и призраки. Но не только атмосфера делает рассказ, еще бы истории не помешали бы достоверные образы, хороший образный язык (без бесконечных повторений – мой, моя, мое), интрига, мысль, идея и логика. А так – получилась «красивая картинка». Если бы прочитала такое в журнале, разочаровалась. Слишком много недоработано и недоделано.
Нина Северова - Пустые страницы
Язык легкий, без вычурных красивостей и наворотов. Но это простота изложения говорит о мастерстве автора. Буквально погружаешься в мир Германа Петровича, чувствуешь, видишь его глазами.Создаваемый образы живые, реалистичные. Ленинград 1975 года, музыка, акварельное небо, раннее утро. "В палате, в больнице, во всем мире стояла та хрупкая и всеобъемлющая тишина, какую обычно слышит только восходящее солнце". Это не только красиво, это правда. И "Какую", не "которую", если вы понимаете, о чем я. Таких моментов в рассказе много. И мне такой стиль изложения импонирует.
Размеренный темп повествования местами чуть убыстряется, когда Генрих Петрович чувствует себя лучше, местами замедляется, как длинный больничный день, погружая читателя в рутину больничной жизни. Создается поток, в котором читатель путешествует по рассказу то попадая в заводь, то оказывается на стремнине.
Умение работать с деталями. Наблюдательность. Всего лишь "опустевшая койка соседа". Три слова, а создается атмосфера безысходности. Эффект обреченности обитателей палаты, но без лишнего трагизма. Пустая койка воспринимается как естественное течение жизни. Мы все там будем. Но стоит задуматься, представить палату с опустевшей кроватью, и становится страшно. Кто следующий?
Хорошо получился образ Германа Петровича - умирающий человек, сознающий свою обреченность и смерившийся с ней. Ворчливый, занудный, у него уже нет желаний. Он практически готов переступить последнюю черту. И вдруг искра, вспышка, негодование - резкая смена настроения. Образ получился достоверным, правдивым. Акварельное утро, пустые улицы Ленинграда, чай без сахара, но с малиновым вареньем и баранками. А вот образ Волкова получился менее ярким. Хотя его желание написать роман и отказаться от популярной бульварной литературы - понятно. И его мотивация - покончить со всем этим - тоже очевидна и понятна тем, кто помнит семидесятые. Глухая стена, безысходность – хотя несколько другая, чем в больнице. На эту тему было много споров. Но тот, кто жил тогда, прекрасно понимает, что получилось достоверно. С детства помню фразу: «Это не телефонный разговор».
Образы второстепенных героев, медсестры, Надежды – тоже удались, интересные, яркие живые зарисовки.
Идея изменить прошлое - не нова. Использовалась много. Автор в этом честно признается, упоминая фильм «Назад в будущее». Но мне понравился подход - автор «изменяет» историю не с помощью действий (убийства, уничтожения, разрушения), а с помощью переживания, сочувствия, дара найти правильные слова, чтобы изменить что-то в душе и в судьбе практически чужого для ГГ человека.
Сюжет простой, но автор "раскрасил" историю не только образами, интригой и "атмосферой", но и интересными мыслями, наблюдениями, которые хочется сравнивать со своими ощущениями, воспоминаниями, со своим отношением к происходящему. Автор разговаривает с читателями. Это делает рассказ чуть больше, чем просто история о последних днях Германа Петровича.
Такой рассказ я бы с удовольствием прочитала в журнале. Тонкий, умный. Пронизанный болью и обреченностью, но светлый и даже оптимистичный.
La Muerte - Йени и царь страны мёртвых
Еще одна сказка. Но на этот раз это мир южных стран, мир непривычный, странный, с колдунами, крокодилами. Читать интересно. И несмотря на то, что в конце героиня жертвует собой, написано это без лишней сентиментальности, охов, вздохов и рыданий, что добавляет реалистичности повествованию.
Нельзя сказать, что образ героини детально прописан, но перед нами встает живая женщина, тонко чувствующая мир, сопереживающая, мудрая.
Второстепенные герои даны крупными мазками: сумасшедший муж, отчаянно влюбленная дочь, мечтающий о власти дух, даже сплетенный крокодил имеет свое "лицо" - молчаливого помощника, верного слуги.
Порадовал мир, который создал автор. Мир живых и мертвых. Может не до конца прописан, но понятно, как он устроен и работает, так что вопросов не возникло, а фантазия автора порадовала.
Но есть моменты, которые огорчили. Очень тягучий язык, требующий внимания и сосредоточенности. Чуть отвлекся, и нить повествования потеряна. Чересчур равномерный темп повествования - ни всплеска, ни ускорения. В некоторых рассказах такой темп оправдан, здесь, мне кажется, надо менять, чтобы героиня не шла понурым осликом к финалу. Есть стилистические огрехи.
Но тем не менее, рассказ получился неординарный, с необычным фантастическим миром, как живых, так и мертвых. Я не назвала бы это фэнтези, скорей какая-то стилизация под что-то древнее, времен хеттов, например.
Не могу сказать, что читается на одном дыхании, но яркий конец, атмосфера, образ и боль Йени делают его запоминающимся.
Конь без всадника
Сказка-легенда. Мрачная, темная, тревожная, необычная. Сюжет раскрывается постепенно, с каждым абзацем узнаешь новые и новые детали, все больше погружаясь в мир героев, странный мир Дорог и бесконечных метелей. Сюжет построен так, что до последнего абзаца не знаешь, чем же закончится история Ларса и Катарины.
Атмосферу истории получилась яркая, но мрачная. Она передается через мелкие детали, через снежинки, брошенные в окно, через метущий снег, через вьюгу, баюкающий обезумевший снег. И в тоже время через легенды, которые меняется, трансформируются и наконец превращаются в живую историю с реальными событиями и людскими страстями. Предательство, любовь, обман, недоверие и вера. Чувства переплетаются, захватывая читателя и погружая в водоворот событий.
Живой, образный язык. Он добавляет красок не только в атмосферу рассказа, но и в образ героев. Катарина – королева, строгая и непреступная, тонко чувствующая, добрая, открытая. Ларс - жесткий, готовый на все – ложь, обман, убийство, чтобы достичь цели, и любящий, нежный сын.
Тема выбора присутствует в полной мере. Все участники выбирают свой путь, а вот как они будут жить с этим выбором – додумает сам читатель.
История понравилась. Необычная, яркая, завораживающая и какая-то в ней есть безысходность. Чуть тяжеловатый слог, особенно в конце, концентрированность событий мешает восприятию логики поведения и решений героев.
__________________
Я вижу то, что узреть другим не дано... Любящие сердца всегда найдут способ быть вместе
Не боги дают силу. Она живет внутри нас...
|