Круговая порука, группа 18
Вопрос оценки рассказов-идей всегда лежит главным образом в сфере самой идеи и ее реализации. Начнем строить цепочку. Тема конкурса, безусловно, тут наличествует, причем в больших дозах. Весь рассказ о выборе и проблеме выбора, среди них есть важные, а в конце – решающий, то самое «быть или не быть». Тема конкурса породила, видимо, идею рассказа, а та, в свою очередь, сформировала мир. У нас будущее, не столь уж далекое и не сказать, чтобы особо невероятное. Такое может быть.
Пожалуй, к сожалению, хотя рассказ нельзя назвать ни утопией, ни антиутопией. Автор старается не влезать со своими личными симпатиями и показать плюсы и минусы обоих вариантов как можно более беспристрастно, используя нужных героев. Нельзя не признать, плюсы у браслета есть... и все равно мне страшно, а это значит, что идея хороша. Особенно сильно, что там нет никакого принуждения. Психологическое давление, воспитание – но так-то всё добровольно.
Хороший язык, работает на идею. Четкий, сухой, почти математический вначале «прямой» текст и насыщенный эмоциями курсив.
Так оно и было до ключевого сюжетного момента – смерти бабушки. И этот момент рассмотрю подробнее. Все же старый, больной человек. Да, горечь вызывает, но все же от этого обычно с ума здоровые люди не сходят.
Впрочем, возможно, рассудок героини был неустойчив к тому моменту? Это понятно, жизненный перелом, психика получила удар от снятия браслета, эйфория, помрачение? Это возможно и тогда играет на идею, вопросы ограничения и получения выбора приводят к психическим сдвигам.
Вот только... Меня смущает курсив. Он был с самого начала. И он резко отличается от привычного способа мыслей героини. И она зачеркивает написанное. Не симптом ли это, что девушка изначально была нездорова? Подавленное Я, которое старательно вычеркивается. Опять считать это следствием надевания браслета и подчинения ему? Или она была душевно больна изначально? Отец в психушке, а в таких делах наследственность нередко решает.
Вот здесь это количество ложных следов, мне кажется, путает и остается непонятным, какое место все же занимает ее сумасшествие в общем контексте. Опять же, большая часть «записок сумасшедшего» написаны хорошо, я верю в болезнь... но написана не курсивом, то есть нельзя сказать, что прорывается подавленное Я. В общем, выходит, что вся эта история болезни или для опытных психиатров, или тут какая-то путаница. Слишком много версий и ни одну не доказать четко. В рассказах-идеях это редко играет в плюс.
А поскольку связь с идейным контекстом ослабляется, с моей точки зрения, то рассказ фактически по структуре раскалывается на два – "рассмотрение аспектов выбора браслета» и «записки сумасшедшего». И при недостаточном идейном и структурном единстве это не идет, пожалуй, на пользу. Словно автор сказал всё о браслете и свободе, что хотел, «а теперь давайте посмотрим, как героиня сходит с ума и сделаем красивый финал с самоубийством». Увы, для меня это ослабило впечатление.
Языком, как отмечал, автор владеет хорошо. Только две мелочи замечу.
«Зинаида Павловна, вы велели» Внезапное личное обращение не в тему, не смотрится, на мой взгляд. Даже учитывая, что предполагается, что когда-то эта женщина прочтет. Тем более оно единственное. «Зинаида Павловна велела» вполне достаточно.
И курсивный отрывок про выбор свитера написан менее ярко и цветасто, чем остальные такие, слишком близок по стилю к некурсивному тексту.
Героиня... Да, она, помимо того, что я говорил выше про переломный момент, показана хорошо. Тут и бытовые мелочи и заботы, и отношения, и характер виден. Димка со Светкой тоже достаточно неплохо запоминаются, хотя и лишены особой глубины, ну да при таком построении и не должны ее иметь.
Рассказ в целом нравится и имеет больше плюсов, чем минусов, и в каждой своей части хорош, но цельность впечатления для меня оказалась утрачена, и осталось некоторое недоумение.
Последний раз редактировалось Призрак пера; 08.03.2015 в 17:17.
|