Круговая порука. Группа 11.
Простите меня, горемычную, что так к вам поздно прихожу. Причины на то были и не самые приятные.
Сюжет. Знаете, автор, мне было немного сложновато читать ваш рассказ. Нет, вы не подумайте ничего дурного! Слог у вас плавный, о чем я скажу позже, любо дорого его читать да для меня, человека отдаленного от мира истинных джигитов, трудновато читать текст, в котором есть непонятные для меня слова, которым вы не даете сноски, как: аруах, таргуны, байсалы, акына, рух, химааром и т.д., а лазить каждый раз в инет, чтобы понять, что это такое, нет ни настроения, ни желания. Да и проматывать каждый раз вниз страницу, чтобы что-то понять – не плюс, а жирный такой минус. Лучше было бы дать все определения сверху.
Эм, вот тут я в заруднении расскажу, что поняла. Таргуны и байсалы – это народы, да? Маулет и Айгерим из байсалов, Динибек – из таргунов. Айгерим, отказав Динибеку в предложении стать его женой, навлекает тем на себя беду: семью ее вырезают, женщин похищают, равно как и ее саму. Маулет решает спасти любимую… (тут многоточие, я запуталась, он собрал войско: проиграл вроде как, сюжетную линию потеряла), потом встречает ее спустя много лет, она уже жена Данияра (?).
Так Данияра или Динибека, я не поняла? В начале у вас Динибек, в конце – Данияр.
Запуталась я…
Персонажи. Знаете, тут, наверное, уместнее написать «персонаж», ибо кроме Маулета никого выделить не могу. Хотя даже он как-то тут… потеряно идет. Мне он представился мужчиной, настоящим, истинным джигитом, верным своему слову. Но… Тут как-то резко сменились события – и я вижу уже образ природы, а так и хочется сказать: «Автор, подожди, покажи еще немного Маулета, я понять его хочу!» Нет, в плане композиции все плавно идет. Да недосказанность чувствуется, словно вы умолчали что-то очень важное, без чего главный герой просто теряется, остается именно героем какой-то сказки, далекий от этого мира.
Тема. А как она у вас здесь раскрывается? Не увидела я что-то.
Стиль. Не стиль у вас, автор. Сказка. Читаешь словно историю о былых временах да впадаешь в раж – а ведь были-то герои такие! А ведь свершалось! А ведь как горько-то! И т.д. Да вот только я говорила насчет слов, которые непонятны и искать их не хочется. Может, я необразованная такая, да отдаленная я от всех этих дел и не читала ничего на подобную тему. С этим осторожнее быть надо – не все у нас просвещенные ходят.
Отдельно хочу сказать вам за степь и небо (хотя это, наверное, стоило писать в «персонажи»). Знаете, их разговоры есть проявление противоположностей, мужчины и женщины, и есть в это что-то… манящее. У людей одна драма, а у тех – совсем другая. Больно наблюдать за тем, как дети страдают, да сами, мне кажется, на себя они все навлекли.
Вы очень красиво рисуете их образы. Описания красочные, сочные, вкусные (выбирайте любое понравившееся вам определения или забирайте все – мне не жалко). Глаз радовался, и вслух произнести – удовольствие.
Восприятие. Я бы описала его таким «поездочком»: легко – тяжело – легко – тяжело. То идет легкое описание, которое воспринимается с удовольствием, то оно как-то вклинивается всюжетную линию, и эта ниточка выпускается из твоих рук. Мне иногда требовалось перечитывать какие-то предложения, что происходит вообще в плане сюжета. Со словами повторяться, наверное, не стоит. Простите, автор, но я действительно далека от этого и не сомневаюсь – будут ваш рассказ читать люди не менее далекие, чем я, потому будьте готовы к подобным словам.
Спасибо за рассказ, похожий на сказку, на легенду, окунулась с головой во что-то непривычные мне до селе. Искренне на том желаю вам удачи, пусть она не покидает вас в течение всего конкурса, побольше вдохновения!
|