Круговая порука
Группа 12
Замечание не совсем по теме. Я читаю 12 группу “Поруки”, и мне сначала показалось, что и “Альтернативный вариант”, и “Записки от бога” одним автором написаны. Очень похожие проблемы у обоих рассказов. Но нет, авторы разные и главное, друг друга очень внятно рецензируют. CiaraLeon мне уже рецензию написала (я собираюсь отписаться, еще не успела), там тоже все по делу. Неужели авторство так сильно мешает на свой рассказ критически взглянуть? В общем, мне пока рецензии нравятся тут больше, чем рассказы :-))))
Языковое плюс ляпы
Цитата:
Сбоку, взметнувшись к самому небу, застыла стена воды. Словно океанская волна, готовая накрыть и смести всё на своём пути, она почтенно склонила голову перед святыней.
|
Сравнивать стену воды с волной как-то странно. Не совсем масло масляное, но близко. Я надолго над этой фразой зависла, не могла понять о чем речь. Позже стало ясно, что это про дамбу. Путаницы добавляет то, что через пару абзацев еще появляется стена, которая окружает город.
Цитата:
Увольнение означало не что иное, как изгнание за стену, ограждавшую город. Туда, где живут отбросы общества, мечтающие попасть в наш Рай. Церковь следит за ними, и порой - очень редко - позволяет некоторым переселиться.
Нас с самого детства пугали, что за стеной живут дикари, которые не верят в силу и святость Церкви. Попасть за стену - несмываемый позор. Оттуда никогда не возвращаются.
|
Я сначала думала, что это та же самая стена воды, но тогда как за ней кто-то может жить… В общем, лучше дамбу сразу называть дамбой.
Противоречие в двух соседних абзацах. Вроде как люди из-за стены могут попасть в город (непонятно, правда, как именно их отбирают и за что им вдруг так везет), а с другой - оттуда не возвращаются и что там происходит никто не знает, только сказки страшные рассказывают.
Цитата:
"Будет лучше, если ты выполнишь указ начальника”
|
Интересно, что во всех остальных записках говорится что-то в духе “Иди туда” или “Сделай то”. А тут “Будет лучше, если…” Как-то несолидно, от Бога-то.
Цитата:
Я вернулся к столу, сел, снова развернул записку. Интересно, кто-нибудь хоть раз делал не то что в ней написано? Осмеливался пойти против Слова Божия?
|
Чуть ниже по тексту говорится, что сам герой и осмелился уже, когда поступил не на тот факультет. Причем говорится буквально через пару абзацев.
Сюжетное
С самого начала рассказа понятно, что это антиутопия, но жители общества упорно себя убеждают, что у них утопия. В общем да, так оно и бывает обычно.
Город-утопию окружают дамба и стена, за которой тоже есть жизнь. За стеной дикари, но жизнь этих дикарей в рассказе не описывается.
Герой во время творческого процесса начинает вдруг сомневаться в Церкви и даже в Боге. С одной стороны, у него есть предпосылки - отобранная в детстве сестра, недовольство записками Бога. С другой, как-то это внезапно у него. Ничего такого еще не случилось, ну, ода не пишется, бывает. Нет внешнего толчка, фактора, чтоб вызвать сомнения. Если это правда из-за творчества, то может надо было сказать, что это было самое лучшее в его жизни произведение, прекрасное от первого и до последнего слова, а злой начальник, почти не читая, сразу отправил его в корзину… Но этого не сказано.
Герой решает бросить вызов Богу, ожидая страшных последствий типа изгнания, но в итоге его всего лишь понижают в должности. Тут нет возражений, так часто в жизни бывает.
Разговор со стариком написан довольно гладко, понятно, что в антиутопии есть какая-то оппозиция, бунтовщики, и что герою суждено с ними встретиться. Вызывает вопросы вот эта фраза
Цитата:
-До этого дня я не знал человека, который бы хоть раз самостоятельно принял решение, независимо от того, что там пишут.
|
А за что же изгоняют за стену к дикарям тогда? Я думала, как раз за непослушание. Непонятно.
Герой вовремя не пришел на повторную встречу и старик умер. Герой пошел на похороны.
Тут наступает первый переломный момент, с которого я перестала понимать логику событий.
Священники открыто обсуждают камеры и слежку. Если они такие неосторожные, то как им вообще удалось хоть что-то в тайне сохранить в этом городе?
Цитата:
-Хоть какой-то толк от них есть, - подтвердил рябой. –Хорошо, что этот покойничек подоспел, а то у меня уже деньги закончились. Я этим сволочам из-за стены задолжал, сказали, в следующий раз без денег не дадут. Батюшка обещал поделиться, но ты же знаешь, какие это гроши. Всё себе хапает.
-Старушенцию видел? В платочке коричневом. Думаю, скоро и она ноги протянет.
-Надеюсь, она не будет затягивать с этим делом, а то придётся помочь, - он подмигнул второму.
|
Это в смысле за похороны деньги священникам дают? И поэтому они если что стариков убивают, когда денег не хватает? А кто им будет давать деньги, если они убьют старушку? Государство?
Герой выходит из укрытия и начинает драться со священниками. Почему? Это он из-за безбожников, из-за камер или старушку спасает? Или просто в шоке от того, что услышал-увидел и у него агрессия зашкалила?
Дальше начинается триллер. Герой дерется, потом, уже зная про камеры, зачем-то идет к себе домой, потом убегает из дома и ведет погоню прямо за собой к секретному месту сбора бунтовщиков. Ну все-таки, сначала надо отвязаться от погони, а потом уже бежать к люку под комодом.
Но бунтовщики героя приняли, спрятали. И там, в укрытии, герой зачитался Житием какого-то святого. Ну хоть бы Библию нашел. Жития святых то еще чтиво. Плохо себе представляю человека после драки и погони, увлеченно читающего церковную литературу.
Дальше уже бунтовщики вовсю обсуждают свои планы, при этом один из них знает, что в укрытии посторонний человек. Но все меры предосторожности - понизить голос, что явно не помогает, герой все прекрасно слышит. Нет, секреты в этом городе сохраняются непонятно как.
Цитата:
-Но вода затопит весь город. Я не жалую Церковь с некоторых пор, но ведь погибнут мирные жители.
-Нет, я всё рассчитала, вода уйдёт в другую сторону – за Церковь.
-Поток ударит с такой силой, что снесёт её до основания, - добавил Майкл.
Я подумал о молодых священниках, куривших травку, о камерах слежения в иконах, о Бекке и сотнях других детей, которых забрала Церковь, и выпалил:
-Я пойду с тобой!
|
А в Церкви совсем-совсем мирных жителей не бывает? А детей, которых Церковь забрала, куда дели? Я думала, они в Церкви и есть. Ну, и как можно рассчитать, что при сносе огромного сооружения в центре города вода куда-то уйдет и никто из мирных жителей не погибнет - не знаю.
Дальше погоня настигает героя (наверное, непонятно, кого именно там искали, его или бунтовщиков) и он жертвует собой, чтобы не нашли остальных.
Тут наступает второй переломный момент, после которого логику я уже не только не понимала, а просто не искала.
Фантасмагорическая церковь, свечи, иконы, медные львы, старые печатные машинки, камеры, компьютеры… все сразу, в одном здании. Совершенно безумный злой гений, который вместо того, чтобы пристрелить героя по-быстрому почему-то предлагает ему стать сыном (хотя они вроде одного возраста примерно). И вообще главный герой мессия. Ни много, ни мало. Плюс главному злодею чем-то не нравится выстроенная утопия и он хочет ее разрушить. Почему - не говорит. Всех убью - один останусь, еще детей младше трех лет, и главного героя с сестрой возьму. При этом ГГ будет мне сыном, а сестра не пойми кем, нянькой при детских яслях для детей до трех лет.
Вообще, я представляю себе этого психа во главе яслей, чего он будет делать-то с этой прорвой детей? Ясно, что записки уже не понадобятся, их хотя бы читать надо научить сначала.
В общем, опять у меня ощущение, что над началом работали, середину правили, а концовку писали второпях. Если рассказ править - надо с конца начинать.