из очереди
название - садоводческий термин: прививка к дичку культурной породы. в рассказе же скорее "дичок" к "дичку". минус на минус дал плюс: человек готов переродиться.
начало - альтернативная история: фашисты победили большевиков, хотя сначала кажется, что белые - красных (роль казаков, Екатеринодар, пушки, описания зверств Волчьей сотни похоже на те, что были в гражданскую). интересно, но по сути мало чем отличается от того, что реально происходило в 53-м. думаю, специально год выбран.
героя гложет совесть за грехи, совершенные во имя своего народа и будущего дочери. он на распутье: душа не на месте, но не хочет каяться, чувствует свою правоту. но отец отрекся, то есть герой пошел не за, а против предков. и зверства ничем не оправданы, даже местью: жена умерла своей смертью. как будто мстил не людям, а жизни.
а дальше начинается "перестановка кадров", и получается, что если один раз позволил поступиться совестью, то тебя потом затянет целиком. что раньше было силой (идеология), теперь - слабость (должен закрыть глаза на истребление людей ради благополучия дочери). страшные слова: "Лучше уж в общем потоке бежать, чем быть растоптанным.» -- буду как все, идти против течения - смерть. но смертью оказывается как раз общий поток: род Степана прерван, за грехи отцов расплачиваются дети. сознание конца, совестно перед дочерью. то, ради чего боролся и марал душу, погибло.
(первое описание дочери неубедительное, Степан ее как в первый раз увидел: цвет глаз, длина волос. "легко перепутать" со взрослой женщиной в 13-14 лет, но не в 10.)
а потом вдруг оказывается, что Степан - виртуальная личность, "привитая" фашисту Николаю для перевоспитания в рамках экспериментальной программы. смена личности на уровне текста не чувствуется, как-то выделить бы (знаки, курсивы…)
как работает колировка, не очень понятна.
"В итоге пациент сразу увидит результаты деструктивного поведения, осознает возможные потери.» — это программа или естественное развитие? ведь в результате «деструктивного поведения» не все теряют близких.
непонятен и предмет выбора, вставшего после прохождения "терапии".
"И надо, наконец, выбирать. Обмануть врачей, через «не хочу» вернуться к подельникам, или, наоборот, новым человеком стать.» — зачем возвращаться, если не хочется?
и почему Николай не личность, а Семен - личность? у Николая тоже есть любимая женщина, для которой он идет на колировку. ощущение, что автор не захотел в него лезть или просто запретил ему быть личностью.
финал красивый, но предсказуемый.
со стилем автор мудрит. «прыгают» времена, оттого нет ощущения «настоящего» (не получится, когда есть «прошло несколько дней»). лучше все оставить в прошедшем или писать каждый фрагмент "из настоящего", с оглядкой на будущее, но без повествования о прошлом.
как-то так.
|