Показать сообщение отдельно
  #12  
Старый 01.02.2015, 12:06
Аватар для ar_gus
Победитель Битвы критиков
 
Регистрация: 08.03.2012
Сообщений: 1,704
Репутация: 551 [+/-]
А я бы и позащищал Саммер - лучший рассказ, на мой взгляд. С большой вероятностью претендовавший на первую тройку как минимум. И единственный, объективно нарушающий правила, к сожалению.
Не спешат, я смотрю, судьи)) Сейчас апдейтом выложу свой топ. На всякий случай напомню: все рассказы расставлены по убыванию оценки, от первого места и до конца. Учитывая наличие комментариев, букв очень много.
Скрытый текст - Топ, однако:
Преамбула.
Тяжела и неказиста жизнь члена жюри подобных конкурсов, особенно в условиях катастрофической нехватки времени. К тому же полное ранжирование рассказов – мой самый нелюбимый формат. В этом случае приходится энное число раз решать, чем именно «А» лучше «Б» или наоборот. Поэтому, дабы вопросов не было, оговорюсь сразу: во многих случаях объективных критериев нет. Голосование сугубо субъективное, читательское – собственно, иначе и быть не могло. Тем не менее аргументировать постараюсь. Отзывы получатся коротенькие, почти наверняка смазанные. Заранее прошу прощения у тех, кому этого окажется мало; с желающими готов продолжить обсуждение после конкурса.
И ещё несколько общих слов. Признаться, некоторые моменты меня удивили… по большей части приятно. Совсем провальных рассказов, не имеющих хоть небольшой, но изюминки, не обнаружилось: благожелательно (или благодушно?) настроенный читатель в каждом найдёт что-нибудь любопытное. Немного настораживает то, что присланные произведения в основном невелики по объёму. Что это: забота о соучастниках и членах жюри? Спасибо, конечно, но… Хорошо известно, что писать миниатюры – особый дар. Сокращение объёма текста пропорционально увеличивает значимость каждой детали, каждого слова. Но и этого уважаемым авторам показалось мало! И конкурс наполнился юморесками разного рода. Это, вероятно, прекрасно сработало бы на крупном самосудном мероприятии, где индивидуальность восприятия юмора каждым из судей нивелировалась бы числом голосов. А вот так… чистая самонадеянность. Но, быть может, так и положено поступать любителям шампанского?  Ещё один удививший меня момент – полное отсутствие напрашивающейся, казалось бы, «альтернативки», сиречь криптоистории. Вот уж, казалось бы, поле для вариаций на тему «Что-то пошло не так…». Даже обидно немного, что сам не собрался поучаствовать.
И напоследок: я, знаете ли, не люблю читать чужие отзывы прежде, чем написал свой – так что некоторые моменты могут повторять уже сказанное ранее. Уж извините.

Теперь собственно места – и некоторые комментарии.
22. Калейдоскоп
В такого рода историях героев практически всегда больше, чем главных действующих лиц. Одну из ведущих ролей играет мир рассказа, задающий не только рамки, но и неповторимую атмосферу. Этот неодушевлённый герой очарователен, и всё у него на месте. И маячащее подобно призраку Дамоклова меча Блуждающее море, прихода которого – кто с опаской, кто с затаённой надеждой – ждут едва ли не все жители Калейдо. И странные, а порой и страшные обитатели мира, чей внутренний мир не коррелирует с внешностью. Мир, живущий памятью и опасениями столь сильными, что готов мириться с регулярными смертями – лишь бы могучие эс-карры не оставили горожан беззащитными перед лицом неизвестности. Обыватели, боящиеся и ненавидящие своих защитников. Не догадывающиеся, что видят лишь самую вершину айсберга.
Разумеется, далеко не всё в рассказе идеально. Основные нарекания, пожалуй, касаются к некоторой затянутости – прежде всего в части экспозиции. Понятно, что без описания мира в данном случае не обойтись, но вываливать его на читателя разом, в качестве парада рас и образов, всё-таки излишне. Возможно, стоило постепенно погружать «посетителя» в атмосферу, перемежая описания рассказом о занятиях Люм-ии, беседами с Ре-ми и т.д. Не слишком понятно также, для чего нужно мнимое уродство героини? Заранее задать параллель «не всё то, чем кажется»? Так ли уж необходимо это? Ну и финал… Он не то, чтобы плох. Просто, мне кажется, избыточен. Последний фрагмент, со слов «Эх, молодость-молодость!» совершенно не нужен. Это, разумеется, сугубо личное мнение и всё такое – но… Я бы вообще строки:

Я увидела себя глазами эс-карра. Сейчас я - падальщик.
Я – эс-карр по имени Ханц.


поместил после фрагмента с курсивом. И этими словами закончил бы рассказ. Сдаётся мне, что на самом деле замах здесь на куда большую форму. При прочтении всё время виделась фоном иная, более масштабная картина.
Автор, у вас же был в детстве калейдоскоп, правда? Мне представлялся этот момент поворота трубки, когда фрагменты начинают плавно, постепенно ускоряясь, скользить по стеклу, не меняясь – но меняя видимый мир.
Вот и в мире рассказа, казалось, происходит нечто подобное: каждое утро жители Калейдо просыпаются теми же – не зная, что окружение изменилось, и правила немного иные. Меняются по непонятной людяям причине отношения… да что угодно! Вот Ре-ми влюбляется – и вот уже ненавидит своего избранника. И позиция Люм-ии: недоумение, попытки разобраться… и окончательная вовлечённость в поток событий, сопротивляться которым под силу только эс-каррам.
Рассказ, хоть и перегруженный отчасти, несомненно состоялся. Что с ним делать дальше и делать ли – воля автора. Будут нужда/желание продолжить обсуждение – обращайтесь!
Спасибо за рассказ.
21. Нерассказанная история
Жёсткий, психологически точный рассказ. Даже исходные сказочные образы лишь расширены и дополнены, без сколь-нибудь значимых искажений: всё в рамках дозволенного. Каждый поросёнок – личность, ведущая себя в полном соответствии с характером. К языку существенных претензий нет, буквально в паре мест споткнулся. Даже выносить сюда не стану: если автор захочет, отдельно процитирую в теме или в личку. Всё вроде бы отлично, но…
а) Момент с тайником Нуф-Нуфа выглядит не совсем логичным. Сначала в разговоре с братьями он рассказывает о наличии такового, и нет ни малейших признаков, что кто-либо об этом знает. И вдруг, в сцене гибели Ниф-Нифа, на Нуфа внезапно находит: Наф-Наф мог знать о тайнике и раскопать его давным-давно. Перебор, на мой вкус. Объяснение есть, оно не сложно; и я даже не знаю, плюс это или минус, поскольку…
б) Образы героев классические, до уровня архетипов. И они, и сама история отчётливо кинематографична, поделена на сцены и типично, почти образцово «ужасна». Все эти медицинские лаборатории в подвалах дома, тайные Тёмные Храмы – типичный антураж. Учитывая, с одной стороны, количество подчёркнутых штампов, а с другой – серьёзность подхода к описанию психологии героев, складывается странное ощущение. Автор словно не определился до конца, что же именно он пишет: пародию или настоящий «ужастик». И эта неопределённость мешает воспринимать рассказ. Слишком серьёзно для стёба и слишком шаблонно для серьёзного произведения.

Несмотря на некоторую неоднозначность восприятия и определённую нелюбовь к фанфикам как явлению, с удовольствием скажу: рассказ, несомненно, удался. Более того, он вполне жизнеспособен, как мне кажется, и вне рамок конкурса. Едва ли в данном случае имеет смысл предлагать автору продолжение обсуждения: он, полагаю, не нуждается в помощи. Спасибо за рассказ!

20. На своём месте
Не совсем сказочный перевёртыш знакомой с детства сказки: Тень, не пытающаяся занять место человека – но вынужденная волею судеб и своего пАрника. Эскапизм человека в крайнем его проявлении, обретение полной свободы и стремление её сохранить вопреки логике и человеческому опыту. Крайне любопытный (и, кажется, удачный) опыт «иного взгляда» на реальность: глазами тени.
Некоторые сомнения и замечания – точнее, поводы для размышлений. Во-первых, мне кажется, что в самый первый день Тень, ставшая человеком, могла бы по инерции попытаться общаться с другими тенями. Это кажется логичным: в стрессовой ситуации пытаешься использовать всё, что умеешь. Во-вторых, не слишком понятно, откуда у Тени берутся мысли и представления о душе. В остальном всё вроде неплохо – если не считать скорости адаптации к принципиально иным условиям; её, впрочем, можно объяснить легко. Тени вообще легко переходят из одного состояния в другое; достаточно вспомнить её выход из тьмы на солнце и снова переход в растворённое состояние. Но это, быть может, стоило бы показать читателю…
Этот рассказ видится парой к другому, «К точке невозврата» - не то, чтобы более удачной… Скорее выигрывающей за счёт выбора фокального персонажа. Не слишком удивлюсь, если оба рассказа писал один автор. Спасибо за необычность подхода!
19. Синдром Герострата
Сдаётся мне, я знаю автора сего произведения – хотя играть в угадайку совершенно не мой профиль. Идеи, идеи… множество их. Автор, знающий о своём мире на порядок больше читателя, убрал всё лишнее, мешающее восприятию… с его точки зрения. И, пожалуй, докопаться и связать воедино все ниточки – задача посильная для любознательного и кропотливого читателя. При условии, конечно, что он любит такого рода головоломки. Даже при третьем прочтении, когда часть клубка расплетена, некоторые вещи продолжают ускользать. В том числе логика некоторых действий. Так и не удалось понять, к примеру, какой смысл устраивать мадам подселение в «промышленных масштабах» для нейтрализации, когда можно просто использовать старые добрые медикаментозные методы, столь детально разработанные в том числе и на территории действия в далёком прошлом? Далеко не все неразгаданные элементы, впрочем, представляются важными – хотя и любопытно.
Остановка развития ведёт к застою, и тупиковые ветви отсекаются/исправляются при помощи некоего «надсознания» путём возврата к истинному пути. Этот возврат, по идее, должен исключить возможность существования мира в том виде, который известен персонажам. И никто, собственно, не гарантирует справедливость и непогрешимость мадов-спасителей… В общем, пространственно-временное прогрессорство без оглядки на живущих. И вот тут, пожалуй, лично мне не хватает этической составляющей. Личной позиции Лео, если угодно.
Но в этой изрядной каше, перегруженной описанием-объяснялкой, интересно разбираться. Спасибо, автор.
18. С ливером и картошкой
«И последние станут первыми», стоит только поверить в себя. И не столь уж важно, что именно станет толчком для преображения… или будет воспринято как таковой, когда человек готов измениться. Но если тебе помогли – помоги в ответ, и помни: как аукнется… И никаких чудес извне, в виде внезапных выигрышей; только человек, его поступки, деяния и вера в себя.

Не самая замысловатая история, тёплая и добрая. Правильная и мудрая, если угодно. Написанная очень хорошим языком, особенно в части описания реальной жизни. Меня, правда, сильно смущает описание грёз Дэнни: несколько странно для пятнадцатилетнего парня.
17. К точке невозврата
Непростой рассказ, лично для меня смотрящийся «пАрником» к «На своём месте». Подозреваю, что из-за упоминания комы персонажа (не ГГ, отмечу сразу!) читатели могут упрекнуть автора в банальности: мол, читано/видено, и не раз. Мне, однако, кажется, что дело обстоит иначе. Что, если твой настоящий мир - по-настоящему или в собственном твоём восприятии – «тот свет», чем бы он ни был? И ты, видящий его плоским в зеркалах или тенях, всеми фибрами души стремишься вернуться. Туда, к себе, изгнав неведомого захватчика, нагло притворившегося… тобой! Шаг за шагом возвращаешься в тот, свой, мир. Утрачивая связи с этим. И вот однажды Рубикон перейдён – и обитатели этой реальности видят лишь тело в коме..

Но, на мой вкус, этому рассказу не хватает необычности пАрника, хотя особых претензий вроде нет.
16. Провинциалка
Самая удачная, на мой вкус, шутка в этом конкурсе. По совокупности всех факторов: и сюжетно, и с точки зрения языка. И даже собственно перевёртыш до конца рассказа не просчитался. Некоторые мелкие шероховатости не помешали читать и воспринимать текст. Как и положено шуточному рассказу, на сложность и вычурность сюжет не претендует – но не всем же грузить бедных читателей?
15. Герои не оборачиваются
Искажённое восприятие мира героем чудо как хорошо! Преломление сквозь призму фэнтези, восприятие самого себя как великого героя, совершающего бессмертный подвиг и борющегося с соблазнами… Единственный не слишком понятный момент: с чего вдруг именно такое вИдение. Поэтому, на мой вкус, лучше бы не свадьбой закончилось, а продолжением гуляния по поводу всенародного праздника типа того же нового года. Это добавило бы трагической правды образу героя-мученика 
14. Худышка
«Песенка о добрых кобрах и земных нетопырях». Любовь энерговампира, приводящая к инициации не тёмного озера, но – чистого источника, в свою очередь дарующего перерождение героине. Социальная сказка, отражающая стремление к хеппи-энду и жажду если не «счастья для всех, даром», то хотя бы права на счастье для каждого. Всё вроде на месте, характеры героев узнаваемы, мотивация ясна. «Живы они долго и счастливо и умерли в тот же день?» Да, вариант возможен – но он не единственный. Каждый может без внутренних противоречий досочинить финал. Несколько расстраивает в рассказе линейность и предсказуемость генеральной линии, равно как и выбор героев. Мне, выходцу с «Грелки», в таких случаях невольно приходит в голову слово «слезодавилка»: сам выбор в герои людей «непростой судьбы» настраивает читателя на сопереживание.
13. Ученик
Приветствую знакомую уже вселенную Боло. Этот рассказ представляется мне более… цельным, что ли. Вроде всё та же супертехника только благодаря которой земляне выигрывают очередное сражение/добывают сверхценные данные. И поиск взаимопонимания и взаимодействия человека и разумной машины на месте. Но рассказ, на мой взгляд, выигрывает именно благодаря определённому крену в сторону отношений. Благодаря отсутствию непогрешимости у обеих сторон: героини и боло.
Претензий совсем немного. Одна чисто языковая: во фразе «Параметры твоей боевой задачи» местоимение явно лишнее. Кроме супертанка и героини в ангаре никого нет, и едва ли она спрашивает о своей задаче, правда?
Второе замечание, на мой вкус, серьёзнее – тут надо искать решение. Дело в том, что рассуждения о выборе пути следования в вашем рассказе – типичная рекурсия. Причём в таком виде, совмещённая с компьютерной логикой боло, бесконечная. Без шансов на выход. Так что, на мой вкус, надо придумывать некий нестандартный способ подать сигнал, иначе устроители засады тупо играют в угадайку. Или вообще сделать так, чтобы на маршруте отступления никого не было, и танк вывел аморфов на засаду с другой стороны, описав петлю. Вот тут как раз будет повод и поговорить…
12. Реабилитация
«Я агент иностранной разведки Джон Кайф». То есть, прошу прощения – инопланетянин, прилетевший для установления контакта, принятия на грудь в Конфедерацию или куда ещё…Прилетел, плюхнулся без разведки и давай контакт налаживать. И как повезло-то: прям сразу с президентом… А у того ни охраны нет, никого: вот так подпустили пришельца поближе, а тот и рад мешки покидать с урожаем. Руки-то ему крестьяне, надо понимать, из сострадания не поотрывали сразу… али из страха.
Сама идея структуры власти, изображённая в рассказе, забавна. Это, пожалуй, распространимо и на весь текст: легко, задорно, хорошо читается… и забудется завтра. Есть этакая нотка ностальгии: такие шуточные фантастические «рассказы на раз» помню по советским сборникам концу 80-х примерно.

11. Урод… и только герой – д’Артаньян. Ну серьёзно, автор, о чём речь? Не такой – не значит плохой? Каждый хорош на своём месте? Другой – значит изгой, вынужденный выживать и тем ещё больше утверждать репутацию урода? Герой, которому логика и знания заменили телепатию – своеобразный крысиный волк, рождённый в противостоянии с благополучной внешне цивилизацией. Система которой, воспитавшая героя, на поверку оказывается именно способом отбора таких «уродов» для защиты и поддержания порядка.

По сути – особенный ребёнок/человек, который в случае опасности всех спасёт, считает это своим призванием и счастлив быть «не таким». Написано неплохо, но вполне предсказуемо: с момента первого появления слова «миротворец» всё стало ясно.
10. Временные реверансы
Строя планы грохнуть своего прапраграфа с особой жестокостью и применением машины времени, помните: он вполне может думать так же, как вы. А наука и магия порой слабо различимы. Что ещё? Ах, да: неудачник – это пожизненный диагноз, и нечего на предков пенять. Ибо за такое и по шее схлопотать недолго. Иронично, не без изящества, но как-то маловато. Этакий анекдотец. Шутка, к которой вроде бы с мерками логики подходить странно; однако трудно удержаться. Вот прибыл граф в будущее, увидел вырожденца будущего потомка – и давай выяснять, на ком это он жениться должен, чтобы именно так и вышло? Мало того, ещё и затевал путешествие специально, чтобы посмотреть. Чудны деяния предков…
9. Внимание: неизвестность!
Защитники природы, проходящие квест с непонятной целью… То есть понимаю, конечно: исследовательский азарт, все дела… вот только не их это занятие, честное слово. И на пушечный выстрел не подпустили бы.
Сам финт с разумными объявлениями – ужасен реальность вполне забавен, вот только маленькая неувязочка. Полученные героями записки не являются рекламными объявлениями, так что «не стреляют». Вот если бы они содержали текст типа «идите туда, и вы познаете истину»… Герои вполне удачны и индивидуальны, кроме единственного момента: они, на мой взгляд, слишком спокойно реагируют на изменения реальности. То есть, строго говоря, никак. И ещё мне не удалось надёжно привязать название к самому рассказу – но это, возможно, проблемы читательского восприятия.
8. Маршрутка
Знаете, применительно к этому произведению у меня есть вопросы по теме. Оставим в стороне то, что это всё же зарисовка без особого сюжета. Но позвольте: мы видим простейший постапокалиптический (ну хорошо, постиндустриальный) кусочек мира, причём вполне гуманного по отношению к человеку. Мне такой подход видится чрезвычайно вольным обращением с темой. В остальном – написано ровно и гладко, картинка вполне сложилась… Но и только. Встретились в джунглях, поговорили в засаде, ожидая тигра маршрутку – и кинулись её убивать. Это даже не охота на дикие грузовики в дебрях Большого Киева…
7. Детские мечты космоса
Это полурассказ – полузарисовка. Произведение, отчётливо рождённое непосредственно из темы: детская мечта многих поколений, в которой объект и субъект линейно поменялись местами. Наверное, его следовало бы рассматривать как притчу о целеустремлённости, переходящей в одержимость – и о цене такого перехода. О том, что вообще любая глобальная мечта имеет свою цену, и не факт, что они соизмеримы… Но как-то уж больно просто всё.
6. Сердце Бога
Аве, игроманы всех мастей! Герой, идущий на смерть ради любви Бога к себе, приветствует вас. Это могло бы быть интересно или ка минимум любопытно, если бы… Если бы не множество рассказов – новеллизаций разного рода игр. «Герои», конечно, достойная игрушка, но… Наличие своеобразной обратной связи «персонаж – игрок», анализа поступков своего Бога, составляют хоть небольшую, но изюминку рассказа. Хотя лично для меня она сыграла слабовато: к добру или к худу вспомнил «Человек и его бог» из цикла про Санктуарий.
5. Биохимия
Мечта алкоголика на тему «если б было море водки» в обрамлении диктатуры, выглядящей как демократия («в действительности всё иначе, чем на самом деле», как же). Добавить горсть «будьте осторожны со своими желаниями: они могут сбыться». Тщательно перемешать, но не взбалтывать. Интриги, твердолобость героя, не желающего принять очевидное – по вкусу. Автор наверняка развлекался, ибо написать такое всерьёз... Тут особый талант нужен. И тот самый артефакт в придачу.
4. Ведьма
Ведьма, которая не совсем ведьма и вообще если не добрая в полной мере, то уж с претензией на справедливость, напоминает скорее Эринию. Этакий «Ангел Мести по вызову». Плюс злобный инквизитор, пытающийся управлять паствой при помощи страха… Типичный малый набор трети фэнтези определённого периода. Ещё одна линейная вариация на тему «было всё совсем не так, как на самом деле». Язык неплох, в сюжете нет особых противоречий. И даже темп вполне выдержан. Только просто всё, предсказуемо. Такую историю после множества итераций может спасти некий финт, меняющий всё с ног на голову – а лучше как-нибудь ещё хитрее, чтобы догадаться не было ни малейшей возможности…
3. Человек
Попытка взгляда на человека, невесть откуда взявшегося в мире, глазами «невесть кого». Человек-пришелец? Не столь уж оригинальный подход, однако попытка описания с такой точки зрения заслуживает уважения. Печально только, что собственно рассказа не получилось – скорее зарисовка, да и описание не слишком удачно, на мой взгляд. Да и заботы у «невесть кого» типично человеческие: очень большой вопрос, возможно ли это при столь отличном восприятии окружающей реальности.
2. Переход
Странный получился рассказ. Как по сюжету, не слишком оригинальному, так и по языку. Этакая вариация темы возникновения разумной жизни благодаря юношескому максимализму пришельцев… который является частью хитрого плана. В тексте Очень Много Заглавных Букв, к тому же герои не разговаривают – они вещают, отчётливо напоминая незабвенное путешествие Привалова в мир описываемого будущего. Мне, честно говоря, не удалось обнаружить ни малейшей «изнанки» в рассказе, и даже «что-то пошло не так» не срабатывает. Ведь мы-то знаем, что это самое «не так» героев – часть плана.
1. Невероятная история о божественном вмешательстве
… И такой ностальгией вдруг повеяло – хоть стой, хоть падай. Я-то, наивный, полагал, что эра «не прав Профессор, не так всё было» канула в Лету, и едва ли не последним её вестником был Еськов. Во времена С.О. Рокдевятого и Иллет подобные рассказы были в моде, но сейчас… Даже в качестве шутки совершенно не радует, право слово. Ровно, без языковых огрехов, с фантазией – но скучно и плоско, уж извините. Видимо, совсем не мой рассказ.

__________________
...For the error bred in the bone
Of each women and each man
Craves what it cannot have,
Not universal love
But to be loved alone...
W.H. Auden, "September 1, 1939"

Последний раз редактировалось ar_gus; 01.02.2015 в 12:17.