Рецензия-2 на рассказ
"Жена кулинара"
Цитата:
«— ...Сатур вентур, как известно, нон студит либентур. Что мы, применительно к данному случаю, переведём так: голодной куме всё хлеб на уме…
— Наоборот, — сказал Ойра-Ойра.
Некоторое время Выбегалло пусто смотрел на него, затем сказал:
— Эту реплику из зала мы, товарищи, сейчас отметём с негодованием».
Аркадий и Борис Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»,
Для тех, кто ещё не: рассказ «Жена кулинара» по сюжету похож на мультфильм «Рататуй». Умирает повар, жена всячески тоскует, и в горе своём пытается повторить кулинарные шедевры покойного мужа, как вдруг муж является в виде призрака и начинает её низводить.
В общем, ничуть не похоже на мультфильм «Рататуй».
Попробуем объяснить более наглядно:
А могло бы быть прекрасно. Могло бы быть сатирой в духе Ильфа и Петрова или даже утончённым кулинарным фарсом времён советского кинематографа. Одно только восклицание «Я ухожу от тебя к состоящему из осязаемой плоти кондитеру Черепкову» чего стоит (но без «плоти», конечно, плоть только портит впечатление). Вот эта фраза, на мой взгляд, и стала вершиной рассказа – той ноткой, к которой повествование шло всю свою сознательную жизнь, после чего вдруг обрушилось стремительным домкратом вместе со всеми читательскими надеждами.
Лично мне в повествовании не хватило тонкости и изящества. С одной стороны мы видим вполне симпатичные предложения с лёгким намёком на витиеватость (и с регулярным отсутствием запятых, но не будем же, не будем об этом). С другой стороны сама сюжетная канва и выбранный стиль повествования сразу говорят нам, что автор либо не очень серьёзно подошёл к заданию – и речь сейчас вовсе не о выбранном жанре, а о том, что всё происходящее написано спустя рукава, – либо у него немножко не хватает опыта. Смотрите сами: всё начинается на высокой ноте с Аристархами и «Немезидами» и претензиями на красивость, и тут же не отходя от кассы мы получаем «прихлёбывать пивко». Всё, всяческому настрою кранты – мы уже не в ресторанном раю, мы в труселях сидим с автором на кухне и забиваем «рыбу» под прокуренный голос буфетчицы Люси, хрипло исполняющей последний хит Высоцкого. Вылазь, вашблаородие, приехали.
Не верю, что это такая авторская задумка в виде игры на контрасте. Такое обычно даётся тоньше и линией ведётся сквозь весь стиль, чего тут явно нет.
В общем, главной героине, слегка одурманенной пивом, является – ктобывыдумали! – вмэрший муж, который тут же строит бедную девочку по всей поварской форме а-ля товарищ Рэмзи и начинает делать ей поварскую карьеру. Так как связь у них прежде всего духовная, то молодую вдову при живом призраке мужа постепенно начинают одолевать более плотские мысли, и в конечном итоге она хлопает дверью в пользу молодого диабе... кондитера, конечно же. Происходит всё это натужно, и оттого не очень убедительно. Невмрущий повар в отсутствие жены постепенно переходит на соседей и изгоняет на десерт священника (шутка с «пол в тергейстом» была очень смешная и забавная, да, чрез-вы-чай-но, вы большой молодец, автор, что придумали её).
А потом рассказ вдруг заканчивается. Нет, он ещё какое-то время идёт по инерции – свадьба там, экзорцизм – но существенное уже всё позади, и повествование, словно курс рубля, идёт по нисходящей, и вслед за ним стройными рядами движется и читательский интерес. Ощущение в целом от этого остаётся такое, что меня только что где-то крупно обманули. Серьёзно, автор, вы рассказали нам анекдот, но при этом не донесли, в чём, собственно, состоит его суть. Просто призрак повара, который просто ревнует жену, и в конце просто изгоняется? Вы знаете, хочется верить, что я где-то недопонимаю происходящее, и на самом деле за кулисами стоит блестящая идея, в корне переворачивающая повествование с головы на голову. Очень хочется.
Но я не верю.
А пока все находятся в прострации от эффектно поставленной точки, я хочу немношшшко поблагодарить вас за рассказ по той причине, что он заставил меня задуматься – а как бы с таким синопсисом захотелось поступить мне... В моём исполнении, наверное, усилился бы акцент на блюда как таковые, и конфликты персонажей были бы обрамлены в метания между едой и эмоциями. Может быть, вплоть до соревнования. Но концовку точно вижу совсем другой – скажем, возведением Аристарха в ранг преподавателя кулинарии в университете, потому что отравиться студенческой едой он уже точно не сможет. Или чем-нибудь в этом роде. Надо думать.
Стоп-Сигнал
|
Последний раз редактировалось Татьяна Россоньери; 27.10.2014 в 19:22.
|