Рассказ оставляет ощущение, что автор хотел сказать больше, чем в итоге сказал.
Центральная часть отведена описанию истории отношений Марка и Марты - отношений, кстати, довольно бесхитростных для такого большого объёма, ну да ладно. Вы вводите конфликт: невозможность для влюблённых быть вместе из-за жениха Марты и строгих нравов в городе. Тут же вы предлагаете решение:
Цитата:
Он уже давно придумал, что будет делать, когда пожалует жених. Тогда они с Мартой просто уедут в другой город и там обвенчаются, думал резчик .
|
И тут такое очевидное и простое решение внезапно отвергается (кстати, я так и не поняла, по какой причине), и ему на смену приходит хитрый план с созданием крыльев. По сути, Марк остановился на том же самом - покинуть город и переместиться куда-то ещё, только теперь не по безопасной земле, а по воздуху с непредсказуемыми последствиями.
В этом, наверное, заключался некий символизм? Мол, Марк всю жизнь живёт словно в клетке, а тут вдруг просыпается, отращивает крылья и обретает свободу (большей частью внутреннюю - физическую, насколько известно из рассказа, ему никто не ограничивает). В переложении на реальный план побега эта схема кажется скорее помешательством. Причём Марка нисколько не смущает, что он мало того что рискует свернуть шею сам, так ещё и готов подвергнуть тому же риску свою возлюбленную. И возлюбленная хороша: ни разу не задаётся вопросом, не утратил ли Марк связи с реальностью. Вы решили не омрачать их отношения всякими неприятными мыслями о более конкретных планах на будущее и технике безопасности, и от этого они кажутся неестественными, наигранными.
Финальная сцена прошла слишком уж гладко, на мой взгляд. Марта не удивилась своему сну, она не задумалась, а стоит ли ей лететь за Марком (ибо что она сможет сделать, если он действительно упал в воду?), не попыталась разведать дорогу или найти лодку - она в этот момент больше похожа на робота-сборщика крыльев, только мысли о возможном печальном исходе полёта выдают в ней человека. Тут вы, возможно, хотели показать её душевную близость сумасшедшему Марку, раз она ради его плана готова хоть сама в море утонуть... но если честно, она просто выглядит влюблённой дурочкой.
К композиции претензия одна: в конце события несутся слишком стремительно, я не успела толком переварить факт исчезновения Марка, а Марта уже понеслась ему на помощь, и рассказ закончился. Начало выстроено неплохо: загадочный сон, с нарастанием напряжения при изложении истории возлюбленных.
Из сна, как по мне, можно было выжать большее. Его роль сводится к сведению Марка с ума, на что никто не пытается обратить внимания. Когда сон по необъяснимым причинам является Марте, это тоже никого не напрягает.
Написано аккуратно, из замеченных косяков - только пробел перед точкой в цитате выше. Читается легко.