Показать сообщение отдельно
  #25  
Старый 04.10.2013, 14:41
Посетитель
 
Регистрация: 25.09.2013
Сообщений: 38
Репутация: 4 [+/-]
Круговая порука, группа №10
Дмитрий Шиллс - Маленькие красные ягодки


Придется снова обратиться к Дейлу Карнеги. Надеюсь, не подведет. Старательно, детально, шаг за шагом автор выписывает историю. Историю чего? Дружбы? Семьи? Любви? Предательства? Все в наличии. Вроде и сюжет намечен, герои понятны, развязка в виде наживки заброшена, подсечена и вытянута вовремя. Можно похвалить автора за старательность? Можно: автор молодец, старался! Кого я хочу обмануть?..
Все это не торт. Хочется ругаться много и со вкусом. Но политес не позволяет.
Начнем с самого безобидного.
Имена названия - классический случай "синдрома Эргноора": Кор, Вратул, Индри, Карру, Азмен, Делил, Тарбон, Талос... Найти хоть одно трехсложное и хоть что-то означающее имя не вышло.
Наваристый антураж.
Первые же два слова берут за душу: "Дуло бластера..." - о, как же давно я не читал о "дулах бластеров"! Дежа вю со страшной силой обрушивается прямо на мозг: земляне, колонии, Академии, астронавигаторы, флоты, Межгалактический (!) союз (!!) Федераций (!!!), космолеты, и, конечно же - дулобластеры. Проявлена и в некотором роде гуманность. Чтобы читатель ненароком не спутал Межгалактические Мегасобытия с прошлым понедельником, указана точная дата: 21.04.4370 г. - две тысячи триста пятьдесят семь (2357) лет спустя. Итак, миновало столько же лет Межгалактического Мегапрогресса, сколько отделяет нас от Марафонской битвы, а люди все те же, тырят вишни в саду у дяди Вани... простите, Азмена. И приохочивают к тому же метаморфирующих тарбонианцев. А потом сами же удивляются, что классово... то есть, расово чуждые элементы, морально мимикрировав, затевают Межгалактические Мегавойнушки.
Это не издевательство, уважаемый автор.
Пыль тысячелетий...
Из советской фантастики, слабенькой в целом по причине идеологической зажатости, наиболее бросовой, "грошовой" во всех смыслах была так называемая "молодогвардейская". Не старайтесь, не вспомните. Некого и нечего вспоминать. И это - после нескольких десятилетий массовой бомбардировки читателя самой что ни на есть "правильной", антуражной фантастикой ближнего прицела! Как так?
Фокус с разоблачением.
Секрет забытья "идеологически правильной" фантастики прост. Стоит изъять из повествования "голактический" антураж и история превращается в комсомольскую:
...
Светлое безыдейное детство в пасторальной деревне, вишневый сад (или яблочный, или бахча), бедняцкий сын Ваня становится комсомольцем, влюбляется в сочувствующую кулацкую дочку Маню, оставляет с носом идеологически чуждого поповского сына Васю, Ваня с Маней женятся, Ваню отправляют в город учиться на тракториста (вариант - на стройку Днепрогэса, БАМа, покорение Целины), бах! - начинается война, Ваня геройствует в первых рядах, скрипит зубами на пепелище родной деревни, бац! - внезапно встречает предателя и полицая Васю и - "дулоППШ".
Но можно копнуть глубже.
...
Разночинец Родион с детства приезжает на лето в пасторальную деревню, где растет вместе с крестьянской (помещичьей) дочкой Настасьей (Анастасией) и кулацким (кабацким) сыном Мишкой (Мишаней)... Вишневый сад... Свадьба... Война с немцем (турком) или революция, или бунт... Бац-бац! - "дуловинтовки".
...
Обедневший идальго Родриго растет в маленькой деревушке у подножия Пиренеев. Рядом с ним - красавица-цыганка Инезилья, на которую положил глаз сын выкреста-ростовщика Ломбардо... Свадьба... Бац-бац! - "дуломушкета".
....
А у истоков всей этой галиматьи лежит классическая мелодрама "греческого романа". Того самого, который современник Марафонской битвы. При этом как зовут героев, в какой войне участвуют, на чем летают, из чего стреляют, насколько они межрасовы и тэдэ - никакого отношения к сути происходящего не имеет. Мыло оно и есть мыло.
Обидно, правда?
Мне еще обиднее, тем более что писать автор может. Но почему, зачем писать об этом? Никакая косметика не сделает дряхлую мумифицированную старуху Королевой Бала, разе только в доме престарелых. Сомневаюсь, чтобы автора прельщал подобный статус для его произведения.
Только хардкор!
Любой, самый заезженный, замусоленный, затраханный сюжет можно не только переподвывернуть, но и переосмыслить. На фиг бластеры! И Межгалиматическую Федерацию туда же. Попробуйте использовать "свободный сюжет", не связанный с какими-либо жесткими субжанровыми рамками. Это же самое раздолье для фантастики. Читатель, блин, требует интересной истории! Вы же не откажете, блин, читателю?! Иначе он, блин, отдаст свое время другим историям и, уж извините - другим, блин, авторам. Да еще, блин, скажет что-то вроде: "Автор, смени пластинку".
Мне, блин, такое не по душе. А вам?
Ответить с цитированием