Заводной апельсин
A Clockwork Orange
1971

Есть категория фильмов, которые вроде бы и посмотреть хочется, и все время откладываешь. Вот «Заводной апельсин» для меня относится к таким фильмам, хотя теперь уже - относился. Так что список, благодаря «Кинорулетке», сократился.
«Заводной апельсин» - фильм Стэнли Кубрика по одноименной книге Энтони Бёрджесса. Это антиутопия о недалеком (по отношению ко времени выхода фильма, конечно) будущем.
Прежде чем говорить о сюжете, несколько слов об антураже. Уж очень наивно смотрятся картины будущего, снятые в 70-е, из нашего времени, чего стоит только магнитофон с крошечными кассетами, манера одеваться и интерьер. Интересно было бы увидеть, какими будут смотреться современные фильмы о будущем через несколько десятков лет.
Главный герой Алекс со товарищи проповедует, как он говорит, «старое доброе ультранасилие», калеча и убивая. Когда он попадает в тюрьму, то вызывается стать участником эксперимента по перевоспитанию, которое строится на основе рефлексов. И вроде бы у экспериментаторов все получается, Алекс физически не может никому навредить. Только как испытуемый снова вольется в реальную жизнь?
Как бы ни был он безобиден, его жертвы помнят о его преступлениях, и не спешат прощать, скорее наоборот, теперь он оказывается жертвой, а затем и пешкой в политических играх. Нет, герой особого сочувствия не вызывает, его Малкольм МакДауэлл прекрасно сыграл, крайне достоверно. Только, уже после процедуры излечения, священник, знающий Алекса еще в тюрьме, задается вопросом, во что превращается человек после подобного промывания мозгов, остается ли он вообще человеком. Вопрос трудный, потому что до заключения Алекс хоть и был человеком со свободой выбора, и всем прочим, но вот человечности в нем не было. А после лечения он внутренне и не поменялся, он не мог причинить вред, но не значит, что не хотел.
Вообще тема насилия актуальна столько времени, сколько человек ощущает себя разумным. А уж 40 лет (с 1971 года по наши дни) в человеческой истории – вообще не срок, так что и фильм, и вопросы, которые он поднимает, будут, к сожалению, актуальны еще долго.