Последний киносеанс
(The Last Picture Show, 1971)
Более раннее знакомство с творчеством Питера Богдановича оказывалось успешным, поскольку в равной степени ему удавались как триллеры («Мишени»), так и комедии («Безумные подмостки»). Данная лента же воспринималась с куда большим трудом, даже имея явные достоинства, а внутреннее наполнение полностью не раскрылось и после пересмотра.
Экзистенциональная драма Питера Богдановича о безвозвратно ушедшей эпохе и неизбежной смене поколений выполнена нарочито в старомодной манере, хотя до этого он уже снимал цветной фильм. Черно-белая палитра, будто переносящая зрителей в ушедшую кино эпоху, позволяет оператору играть с освещением и глубиной кадра, представляя стильную и красивую в своей простате картинку.
Фильм, в котором мелькает печаль о падении популярности кинотеатров под давлением телевидения, обрамляется печалью по ушедшим героям, погибшем друзьям и разрушенным иллюзиям. Людям, оказавшимся неспособным самостоятельно справиться с жизнью или удержать свою мечту. Людям, вынужденным проживать жизнь с печалью о потерянном счастье.
Фильм трагичен, но при этом Богданович не стремится выдавить слезу, а преподносит события со спокойствием равнодушного изверга. Быть может, действие фильма и было перенесено на 20 лет назад, дабы напомнить современникам о неразрывной связи и общих проблемах, которые и спустя 40 лет остаются актуальными.
Но скучное и рутинное повествование, полностью отражающую скучность и рутинность жизни, загоняет в фильм в нишу, где он окажется доступным не всем. И при всей своей спокойной достоверности, восприниматься так же… равнодушно.
Актерские работы Бена Джонсона и Клорис Личмен завораживают, хотя не менее интересно взглянуть на молодого Джеффа Бриджеса, который оказывается единственным знакомым в этой незнакомой компании.
7.5