Показать сообщение отдельно
  #677  
Старый 26.03.2013, 14:43
Аватар для ЯРЕД_НОМАК
Свой человек
 
Регистрация: 04.12.2008
Сообщений: 429
Репутация: 505 [+/-]
Код неизвестен (Code inconnu: Récit incomplet de divers voyages, 2000)

Ханеке... Я до этого видел лишь два его фильма - "Зелёный континент" и оригинальные "Забавные игры". И оба фильма произвели неизгладимое впечатление, и оба фильма смотрелись на редкость тяжело. Слава богу, что "Код неизвестен" не из этой оперы и здесь нет колоссального давления на психику.

В "Неизвестном коде" австриец Ханеке решил посетить Париж. Прям как Вуди Аллен в его последних приключениях)) Но Ханеке не был бы Ханеке, если бы просто показал тот Париж, который мы привыкли видеть на картинках и буклетах с Эйфелевой башней и Триумфальной аркой. Да, Париж уже давно не тот. Засилье эмигрантов: арабы, негры, выходцы из восточной Европы. Да что там говорить, можно просто взглянуть на состав сборной Франции по футболу. Даже в те годы, когда французы становились чемпионами мира и Европы, их команда пестрила многонациональными лицами. Это уже далеко не та Франция, что была у Дюма. Да, это их национальные проблемы, как и проблемы Германии от засилья турков, или схожие проблемы англичан. Европа становится многонациональной. И Ханеке подхватил эту тему. Нет, австриец здесь не занимается морализаторством и, уж тем более, расизмом и нацизмом. Он просто показывает всё как есть.

А есть у нас законные эмигранты и нелегальные иммигранты. Плюс ко всему преуспевающие "настоящие" французы, и жители из глубинки. Их линии частично связаны между собой. Что заставляет вспомнить о Инньярриту. Да, здесь тоже в одном моменте пересекаются несколько персонажей, при чём данное обстоятельство играет определённую роль в дальнейших судьбах героев. Но в целом их взаимосвязь не имеет такого значения, как у мексиканца.

Забавно, что услышав название "Код неизвестен", я первым делом подумал, что это что-то фантастическое. Но нет, всё куда приземлённее. В данном случае "код" - это код от двери в подъезде. Сюжетно он обыгрывается, когда герой говорит о том, что не смог попасть в дом из-за смены кода. Но здесь куда большее значение имеет его метафоричный смысл. Дверь, за которую нельзя попасть, не зная кода. Прям как сама Франция - те, кто знают как сюда добраться (то бишь код), и те, кому уготована участь нелегалов.

Завораживает подача материала. Здесь много статичных и, на первый взгляд, ничего не значащих, кадров. Вроде глажки белья, выхода из дома, долгого созерцания на садящихся в самолёт, или вот трактор, минут пять просто вспахивающий поле. После каждой сцены - затемнение. Да ещё и действие идёт не в хронологическом порядке. Это не сразу понимаешь.

В общем, как оказалось, это не самый тяжёлый фильм Ханеке. Скорее всего промежуточное кино между прочими истязаниями австрийца над психикой киноманов. Тем не менее, кино злободневное и определённо заслуживает внимания. 8/10

Последний раз редактировалось ЯРЕД_НОМАК; 26.03.2013 в 15:14.
Ответить с цитированием