Приятное послевкусие... (не знаю, насколько приятны будут мои слова самому рассказу, ибо как Вы понимаете, я его съел и иначе не мог). Попробуем поймать образы, которые позволят описать его: некоторая "японскость", возможно субъективная, ведь не у каждого же гигантские корабли на пару, летающие острова, люди с вживлённым металлом и кибер-мальчики будут ассоциироваться с мультипликацией и аниме (даже опустим картинки, что показаны в финале). Следующее возникает из предыдущего - "эротизм", рассказ был эротичен - паро-фрейдо-панк, даже без вторичных или первичных половых признаков - мальчик, в котором есть отверстия, куда корабль может вставить. Заметим, что и загадочный
корабль, второй герой повествования - мужик - Стратос, хоть и не прочь попить кровушки.
Некоторая перверсия, которая дополняется изничтожением прекрасной половины человечества - тётя превращена в студень, а девчонка-механик похожа на мальчика. Это не жестокий мужской мир Хентай, где девушки обязаны быть прекраснооко-полногрудыми, это - суровый мужской мир. И последнее послевкусие - Жнец - демиург, лишённый человеческих качеств. Рассказ завершится, только когда он объединиится с девушкой-механиком. Его истинная цель, для которой и одурманенный Рождённый, и технический Стратус, и механизированный Ворон. (ещё один пункт - все мужские персонажи механизированы, вплоть до дядюшки, и собой во всём проигрывают Жнецу. В единении ГГ и Жнеца - доминанту играет Жнец - он и этузиаст всей ситуации, и её проводник, он и выполняет символическую попытку похищениия ГГ из семьи (убивает семью попросту). И всё чтобы добраться до девушки. Да и девушка с самого начала грезит о нём, а в ГГ её привлекает родство с ним. И демиург-Жнец побеждает всех! Все будут порабощены и лишены свободы, а любимая девушка будёт в нём копаться до конца жизни.
Итак, послевкусие говорит, что это была сказка "Красавица и Чудовище"
И это было лишь послевкусие. А сейчас мы снова прикоснёмся к самой плоти рассказа, кусочек которой я имел возможность приберечь и для сегоднешнего второго завтрака. И, начнём с начала или с конца, как обычно. Найдём основной образ внесённый в рассказ и основной образ из него вынесенный.
Первая фраза:
Цитата:
— Срок ультиматума истек, — буркнул адмирал, стоя на верхней палубе парового корабля.
|
Во-первых сразу обращает на себя внимание её техницизм - сразу - ультиматум, адмирал, верхняя палуба, паровой корабль. Видно привычку задать признаки, потом начать писать. В итоге мы имее сразу набор тем - военные действия, паропанк. Но формальное предложение не всегда удачное начало и автор наверняка будет компенсировать. Чем автор компенсирует - во-первых он всячески пытается сократить в сознании эту фразу, внести быстрый темп, как соответствующей лексикой времени - срок истёк, буркнул (в залоге - быстротечность), так и грамматикой: четыре сверхкоротких предложения, свёрнутых в одну фразу. Так как мы признали, что это предложение является вместилищем и формальных признаков, то залог явно отражает, что эта часть повествования будет краткой. Перед нами предстаёт адмирал.
Он деперсонифицирован (не имеет имени), что отражает его ограниченную роль.
Какая же роль?! Во-первых, запустить механизм. Чтобы эти паровые корабли могли летать и сражаться, первый герой должен быть адмиралом - это формально. Но это и приводит его к роли демиурга, и позволяет предположить в нём инкарнацию автора. Что подтверждается уже и в первой фразе - возвеличивание званием - он не просто старик (который бы тоже был образом автора, но без способностей демиурга, а как сказитель, например), но адмирал, и этим не ограничивается - он стоит не просто на палубе, а на верхней палубе, что позволяет ему возвышаться и вершить. Автор во плоти, взявший на себя роль демиурга.
Какие угрозы это несёт рассказу - недостаток свободы на трёх следующих уровнях: автор, читатель, персонаж; саморазрушение мира рассказа, как неспособность пленить своего создателя... Будем смотреть дальше.
Начало положено - введён главный персонаж - демиург, который возвышается над всеми. К чему же мы придём?
Цитата:
Но первой на борт Ноя ступит она... Ведь, в конце концов, это её мечта.
|
Адмирал (автор) хочет заманить кого-то, лишённого имени? Финально не названного, скрытого как Она. То есть принять кого-то, кто мечтал о его возвышении и кто примет его мир. Получается - женскому образу предоставляется свобода принять или не принять его, хотя и вменяется в вину, что она именно такми его хотела видеть.
Автор не отказывается от формализации - в последнем предложении - два раза слово конец. Автор отказывается от собственных чувств. Во фразе есть "мечта", но она "её".
Внесён образ её ступни - она наступит на борт Ноя. Значит нас ожидает ещё некий таинственный персонаж - Ной. И если адмирал был деперсонализирован, то Ной - наоборот - имеет собственное имя и освящен библейской коннатацией. Библейски он вводит понятие гибели-ненужности человечества и парности пребывания на борту. Других персонажей не упоминается следовательно "Ной" и загадочная "она" (которая проявляет свою власть наступая на него) - пара. Пара-пара-парапанк...
И теперь сопоставим, чтобы понять о чём будет в рассказе идти речь.
Во-первых об апроприации имени. Был адмирал - стал Ной.
Во-вторых, о рождении-женского. Появление некой неноминализированной "её", "первая она".
В-третьих, об уничтожении, так как в созданном мире появился Ной, предвестник потопа. Создатель недоволен своим миром. Насколько? - надо будет смотреть остальные части рассказа. Но так как и начало и конец - технические, речь идёт скорее всего о некоторых технических несовершенствах мира.
Следовательно интересны моменты в тексте - когда создателю будет дано истинное имя и миф о рождении женщины, выбранный автором. Вопрос свободы в рассказе затронут только в параллелях автор-демиург и читатель, причём заложен их антагонизм - как только второй получает свободу, он наступает на демиурга. Представлено это, скорее всего, как борьба мужского и женского. Вопрос о свободе автора-персонажа и автора-писателя пока остаются. Перейдём же к анализу.
Цитата:
С самодовольной ухмылкой он посмотрел на свой небесный флот, готовый по мановению руки ринуться в бой. Ветер теребил седые волосы. Еще один полный вдох. Всей грудью. Чтобы ощутить всю мощь, словно в небе больше никого нет, только он и ветер. Выдох. Адмирал волевым движением надел форменную фуражку.
|
Мы видем как он наносит мазки на панораму вокруг себя - небесный флот, ветер, воздух, воля. Скорее всего это будет лейт-мотивом всего повествования. Технические моменты - принудительная ритмика текста усилена и на лексико-гамматическом уровне - вдох - выдох. И с самого начала у нас преимущество - решив загадку, кто есть адмирал. Он ухмыляется - следовательно рассказ будет строится на манипуляциях - автор не собирается быть с нами искренним в вопросах мира. Он делает что-то волевым движением - то есть скорее всего не будет свободы, а лишь его воля. Он коронует себя фуражкой. Другого значения, как возложение на себя символа власти этот жест не имеет.
Цитата:
— Всем приготовиться! Огонь открывать по моей команде! — гаркнул он в переговорное устройство.
Невесомо, словно пантера, к адмиралу подошла адъютант, держа на посеребрённом подносе чашечку горячего чая со сливками. Главнокомандующий смачно отхлебнул чаю и удовлетворенно вытер пышные усы платочком.
|
Подчёркнутая краткость сменяется, наконец, длинным предложением. Главнокомандующий отхлебнув чаю, готов ввести нас в суть дела. В суть он будет вводить нас, как девушку адьютанта. Что подтверждает первый вывод, что читатель в рассказе будет считаться женским началом. Бог ты мой, да это ж анимус. Спекуляция с анимусом делает женщину жёсткой, самоуверенной, любящей спорить. Ну что ж посмотрим дальше... Хотя уж кажется, стопроцентно ждёт нас такой персонаж.
Цитата:
Адмирал прищурился и пригляделся к флоту противника с другой стороны облака.
— Посмотри на них, — недовольно проворчал он, обращаясь к офицеру. — Кривые, угловатые. Даже трубы, и те квадратные!..
|
Автор начинает создавать мир рассказа и его механику - квадратность, угловатость. Он не сомневается в неестественности своего мира, потому и не стесняется в неестественных мазках.
Первая эмоция, ориентированная вне себя - страх. И именно из этой эмоции автор попытается вылепить его - главного персонажа, мы его уж ожидаем. И заранее поздравляем с первым благоприобретённым признаком - храбрость.
И вот появляется звонкий детский голос. Автор ещё не нарисовал его. Он вздрагивает и роняет чашку и спешит исправить эту оплошность. В связи с этим неожиданная ассоциация с холстом - кипенно-белые брюки и на тубус художника (белые цвета у нас будут преобладать - автор работает с холстом как художник, и только по ходу сможет добавлять красок, прибывая в различных ипостасях.).
Рисуется главный герой с помощью чая. Из-за этого всплывают и драконы. Именно отсюда у нас, по воле чайного пристрастия автора и пошёл дрейф в восточность, финально выросший в анимешность. И этим же закладывется эфемерность самого образа - он поспешный, не обладает материальностью, что подчёркивается. Он и дракон, и загадка. Таким образом решается вопрос свободы персонажа. Первомоментно, ему позволяется
самому выбрать себе имя - Майки. Опять задаётся белый свет и скорость. (Белого становится всё больше и больше, автор явно предпочитает оставлять много свободного места на холсте, ориентируясь на будущий большой объём.)
Цитата:
— Счастливо оставаться!! Хэ! — добавил он, и с улыбкой показал большой палец опешившему адмиралу.
|
Воспользовавшись свободой персонаж бросает автору вызов. Показывает пальцы и зубы. (Он за это горько поплатится - его кастрируют и съедят.)
И вот так мы получаем завязку. Главный герой, обретши свободу, бросает вызов не просто автору, а самому демиургу. Богоборчество пройдёт темой первого конфликта, но за вызов будет жестокая и скорая расплата, потому что рассказ автор посвящал себе и ей, а не ему.
Обрезавшись, и изумившись поспешности, с которой он выпустил главного героя, демиург даёт нам, наконец, мир. Построенный по классическому кватерному принципу - Восточные штормы, Ледяные острова, Вулканические острова и Коалиция. Четрые символа, определяющие стороны света. Мир предстаёт замкнутым. Судя по масштабу - демиург покинул адмирала, и стал готовить большую мухобойку.
Появляется страх людей, так неожиданно своевольничающих в тексте - новыми персонажами становятся желе и робот. И роботом же наносится первый мстительный удар - –
Цитата:
У тебя мешки под глазами, щеки немного впалые, и сильное покраснение радужки… Ты опять синхронизировался со Стратосом?
|
Вводится болезнь и зависимость .А также мальчик лишается человеческой сущности, ибо ему свойственно "синхронизироваться". Фактически, автор сказал, - теперь ты - наркоманом! И если будешь позволять себе свободное поведение, лишу дозы Стратоса.
Маленькое отступление-вопрос, зачем такая жестокость со стороны автора? Это между прочим не завязка моральной битвы, где персонаж будет бороться за свободу от машины или т.д., так как невозможность победы неоднократно подчёркивается. И автор голосом робота дополняет, что мальчик Стратоса лишён не будет. Так как только под дозой Стратоса сможет двигать сюжет. Итак, первый конфликт завершился - персонаж обречён и воссюжетен. Как только главный герой санирован, вводится женский персонаж.
Цитата:
Разговор был прерван появлением новой персоны. Из всё той же подсобки, протирая слипшиеся, заспанные глаза, вылезла молодая девушка лет шестнадцати. На первый взгляд её можно было принять за парня, из-за не очень хорошо развитых вторичных половых признаков. Но огромные зеленые глаза и аккуратные черты лица выдавали в ней особу женского пола.
|
Почему она не появилась раньше, до разрушения Майки?! Потому что тогда бы стала его клоном. У Майки забрали роль рупора читателя и теперь надо его вручить образу, которое повествование требует уже давно - мужское начало в женском - анимусу и он -, хе, как и предсказывалось. Он несёт в себе жёсткое эго. Читателю предоставлено право Якать в рассказе - я хочу того, я хочу этого и этому воображаемому образу читателя подчиняется демиург, строя мир дальше по его запросам. Вводится мотив жертвенности. Она осматривает первую свою жертву - Майки.
Над Майки даже родственники потешаются.
Цитата:
потому что любим богом ветра.
|
- ведь не богиней же.
В добавок за эту любовь ему ещё и неуклюжесть.
Маленький мук... как он всё это терпит!
Цитата:
фальшивый деревянный пропеллер
|
- Стратос носит маску... к чему бы это. А что имитирует полёт в космос промолчим,
Цитата:
...он вертикально взмыл ввысь...
...Стратос окончательно заглох и начал падение обратно вниз...
|
а после этого
Цитата:
Теперь в ней живут не только схемы и механизмы, теперь в ней есть и та сторона неба.
|
При этом Майки перестаёт совершенно отвечать её запросам - она предпочитает ему Стратос, а по появлению в тексте Жнеца, она давит Майки, явно предпочитая нечто большее.
Цитата:
– Наверное, это даже лучше чем побывать на Черном Острове.
|
Что же такое Жнец.
Цитата:
коптили небо золой и смогом, создавая вокруг него пепельные облака, скрывающие стального монстра.
|
Тот кто создаёт краски и разрушает острова.
Цитата:
Железный Жнец — чудовище, использующее для насыщения все, что найдет.
|
Явная аналогия подчёркивается в рассказе -
Цитата:
Тысячи зубчатых жерновов в его "пасти" перемалывали все подряд: дерево, глину, металл, руду… людей…
|
Цитата:
Главнокомандующий смачно отхлебнул чаю
|
Напрашивается, потому что никто в рассказе ранее не потреблял пищу, а ГГ, противопоставляясь, даже явно от неё отказывался.
Вот наш демиург, снова во плоти. Он скоро появится... Но даже своей тенью он уже соблазняет Нат. А искренность ГГ и попытка выпятить себя приводит к тому, что его попросту вырубают
Цитата:
Отхлебнув немного молока из кружки
|
- но мальчик сражается - он заявляет - вот я пью молоко, а ему тут же дядя, какое нафиг молоко "Стратос пьет твою жизнь", типа он круче.
А потом автор уж забыв всякое снисхождение, пишет, что мальчик говорит взрослым (то есть авторским) голосом
Цитата:
Я знаю, что не доживу и до двадцати лет, но время, которое у меня есть — оно все моё, без остатка, – серьёзным, взрослым тоном ответил Майки. — Стратос – исполнитель моей мечты и мой палач.
|
Так к середине рассказа ГГ осознал, что он повержен.
Цитата:
Мальчик обреченно вздохнул
|
Дальше свободы более не будет. Им напрямую руководит девушка-анимус.
Цитата:
Пойдем, познакомишь меня с остальными.
|
Рассказ - нечто вроде Сумерек. Только лучше. Похожесть - в одинакой ориентированности - на женскую половину зала. Сознательный или бессознательный это дрейф, я сказать не могу.
Интересное явление - к чёрному и белому в рассказе добавляется позолоченнный. Тем более в виде ворона. Сразу намёк от автора, что ворон ненастоящий. И он тоже не ест
Цитата:
стоящее перед ним пустое блюдце.
|
Кушать в рассказе - авторская привилегия. Затем идёт явно мужской кусок с бородами, ручищами и прочим, но он маргинализован и скомпрометирован финальным
Цитата:
Паровые гремлины существуют!!!
|
Скомпрометированный мужской коллектив анимус-девушка тут жеподминает под себя. Она "с победным выражением" разбирается с ними. Затем разбирается с барменом. А затем, ну начинает рушиться мир. Автор в образе чёрного жнеца вмешивается.
Цитата:
Вынырнув из очередного облака, Стратосу открылась панорама битвы поражающая своим масштабом. Несколько больших кораблей уже заваливались набок и медленно оседали, погружаясь в облачное море. Мелкие паролеты роились в небе, норовя сесть врагам на хвост, словно два пчелиных роя, устроивших битву за красивый цветок. Спокойное небо наполнилось гарью и копотью. То тут, то там вспыхивали и огненные цветы, топящие корабли в своем пламени.
|
Красиво, напомнило воздушную битву из "Ходячего замка". Гарь, копоть, огонь. Это появляется автор-художник и опять начинает рисовать. Где-то рядом уже бродит его воплощение - Жнец.
И Майки начинает поглощаться им - видётся отсчёт, до его полного пожирания - пятьдесят процентов, шестдесят пять процентов. Майки ещё готов бросить вызов, но не понимает, что уже съеден - к нему теперь не проявляется даже формального интереса. И вот он умер, как ГГ
Цитата:
К горлу подкатила тошнота, в глазах помутнело
|
, а шарф упал и волочится по земле.
Цитата:
"Проект Ной" — прочитал Майки, прохрамывая мимо и даже не задумываясь о том, что смог прочитать письменность, которую видит впервые.
|
Он умер, он даже не может задуматься. Теперь всего лишь глаза Жнеца. Мы подошли к одному из ключевых вопросов - моменту когда Жнец берёт себе имя. Он ещё его не афиширует, но отметим, берёт его сразу, как только повержен его антагонист Майки. Возникает трон - и тут уже ассоциация для кого он приготовлен. Судя по описаниям его предыдущего обитателя (скелет) - это не трон, а настоящий гроб.
Цитата:
Кто ты? И какой ответ от меня хочешь? – голос Майки дрожал, ему было страшно. В глубине души мальчик уже жалел, что прилетел сюда.
|
Реакция поверженного. Начавшийся отрывок, скорее всего был написан раньше предыдущего повествования, ибо тут мальчик ещё имеет признаки жизни. Жнец принимает имя - Ной. Он забирает у ГГ последнее, что осталось - речь автора больше не будет идти о мальчике. Теперь только НОЙ.
Цитата:
Майки усилием воли замедлил бешеное сердцебиение. Вдох. Выдох.
|
Вдох-выдох, перекличка с началом - там это было маркером формальной части. И правда, мы вспоминаем:
Цитата:
Еще один вдох - полной грудью. Чтобы ощутить всю мощь, словно в небе больше никого нет, только он и ветер. Выдох.
|
Это слова автора-адмирала. Мальчик умер и его пустое тело окончательно занимает автор. И рассказ признаёт нового автора-обитателя тела Майки:
Цитата:
Клон, что стоял перед Майки, поднял руки вверх.
|
Цитата:
Мальчик плюхнулся на "трон", позволяя кабелям подключиться к разъемам на его теле.
|
Мальчик, потерявший имя и самоидентификацию - его последний акт. Даже автор кавычками признает, что трон ненастоящий. И окончательно пожирает мальчик.
Цитата:
Теперь я должен выполнить обещание.
|
Обещание, которое давал как раз Ной, а не мальчик?!
Цитата:
Согласно программе я должен вернуть корабль на Землю, чтобы возродить на ней жизнь
|
Финальный вопрос - Майки стал Ноем или Ной поглотил Майки, имеет явный ответ: Майки стал обедом и дал себя поглотить Ною. Формальная цель - чтобы перестать быть недочеловеком, обрести свободу и стать тем, к кому хоть малейший интерес проявляла Нат. Вот этим для него всё и закончилось. А Нат в итоге достаётся Ною, для которого и создавалась красивому кораблю с горельефом, а не какому-то малолетнему киборгу (не дорос ещё автору зубы и пальцы показывать). И первым делом победившего автора - не спасение человечества - а любовная записка Нат.
Какой из этого вывод?! Нефиг было съедать Майки - съешь слабого, сам станешь слабым, это знает любой порядочный каннибал. А съешь киборга - ещё и потравиться можешь. Победа демонстративно отдаётся девушке-читателю, и мы вместе с ней танцуем и стучим каблучками по бортам поверженного ею автора.
Так, что мы отметили - рассказ имеет явный дрейф - за основу персонажа, на который производится проекция читателя, берутся стороны женской личности, а не мужской.
Автор берёт имя только для того, чтобы сообщить его женскому персонажу и быть поверженным.
Миф рождения женщины - она должна проснуться, протереть глаза и увидеть, что власть именно у неё. Она - зеленоглазая и рыжеволосая.
Он - с пышными усами, сединой в висках, большой, чёрный и хорошо ест, и готов исполнять её желания.
Последний вопрос - об уничтожении всего - не раскрыто. Код имени, видимо, имел другую расшифровку. Либо уничтожение (поедание) рассматриавлось как мужское начало и было вырезано. Хотя возможно, именно Ной и рассматривал себя как всё и поэтому позволил загнать себя под пяту.
О свободе на всех уровнях трудно сказать: так как полрассказа автор издевался над персонажем и стал практически его антагонистом. То есть, выбор был лишь в способе быстрой смерти. Герой помучался, но в итоге согласился.